понедельник, 14 января 2013 г.

Вольный пересказ книги М. Чиксентмихайи “Поток. Психология оптимального переживания”

 
Недавно в рамках изучения геймификации прочитал замечательную книгу "Поток. Психология оптимального переживания". Хочу привести здесь свой вольный пересказ основных моментов книги. Думаю, что материал может оказаться очень полезен многим читателям и в таком узком направлении как геймификация, а одной из целей геймификации является достижение у пользователя состояния вовлеченности(читай Потока), и за его пределами. Как утверждает сам автор, состояние Потока способно украсить многие сферы жизни человека, так что предлагаю всем ознакомиться с материалом поста, как говориться, а вдруг...

Прежде чем начать изложение материала хочу предупредить читателей – начало книги и соответственно первая половина поста посвящены очень абстрактным вещам, более конкретная информацию можно найти во второй половине. Приятного чтения.
 
Часть 1. Человек создан для счастья
За отправную точку в книге взято утверждение Аристотеля: "Более всего человек желает счастья. Другие цели важны для нас в той мере, в которой они делают нас счастливыми". 
К сожалению, счастье не может "случиться" просто так, то есть не может появиться само собой, его нельзя купить или добиться силой. Оно также не всегда зависит и от внешних обстоятельств. 

Бытует мнение, что вся наша жизнь заранее определена и предначертана, и насколько она будет счастливой определяется нашей судьбой. Такое мнение появилось из-за того, что человек мало что может сделать в плане изменения внешности, темперамента, телосложения, не может заранее определить насколько умным или высоким он станет, не способен предсказать внешние события.  

Но каждый человек хотя бы раз испытывал мгновения, когда он ощущал контроль не только над своими действиями, но и над собственной судьбой:

“Когда моряк, держащий верный курс, чуствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волной и паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в жилах морехода. Когда художник чуствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу, и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумлённого мастера."

В эти минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Это и есть оптимальное переживание.  Оптимальное переживание наиболее полно соответствует понятию счастья, и его появление полностью зависит от самого человека.

"Вопреки распространённому мнению такие моменты — по сути, лучшие моменты нашей жизни — приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного созерцания. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например, после тяжёлой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного. Мы сами порождаем оптимальное переживание — когда ребёнок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем. Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, чтобы через них раскрыть себя. Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а лёгкие — разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости — и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни. "

Часть 2. Препятствия для состояния Потока

Оптимальное переживание возникает в результате Потока - состояния полной поглощенности деятельностью, когда всё остальное отступает на второй план. Но такое состояние мы ощущаем очень редко и причиной тому - психическая энтропия - хаос в нашем сознании. Дело в том, что состояние Потока может возникнуть только в том случае, когда ВСЕ наше внимание направлено на достижение конкретной цели, сфокусировать же все внимание мешают две основные причины:
1. Необходимость выживания;
2. Патологическая неудовлетворенность и цели, навязанные из вне.

Необходимость выживания.Окружающий нас мир не приспособлен для комфортного существования человека. Он непредсказуем и потенциально опасен. Холод, голод, болезни, разного рода чрезвычайные ситуации требуют от человека постоянно уделять внимание своей безопасности и защищенности. Опять же, более приземленные стрессы - неприятности в семье или на работе могут отвлекать на себя большую часть нашего внимания, что также не дает возникнуть состоянию потока, до тех пор, пока проблема не будет решена. 

Патологическая неудовлетворенность и цели, навязанные из вне.Человек так устроен, что ему всегда чего-то не хватает. Как только нам удаётся выполнить некоторые свои желания, мы немедленно начинаем хотеть большего. Особенно это характерно, когда эти желания были не нашими собственными, основанными на наших духовных ценностях и внутренней мотивации(ссылка на конспект по геймификации), а навязанными нами из вне - обществом, культурой, рекламой и т.д. 

Человеку свойственно искать счастье во всевозможных удовольствиях, заложенных на генетическом уровне или определенных обществом - богатстве, власти, сексе и т.д. Но при этом он теряет контроль над сознанием, становится игрушкой в чужих руках. Человек, не способный устоять перед искушением вкусной еды или выпивки, или же постоянно сосредоточенный на мыслях о сексе, не может свободно распоряжаться своей психической энергией.

Простой пример - стремление к дорогой игрушке, например это какой-то модный гаджет. Допустим, на всех углах твердят, что он очень крутой и модный. И вот человек идет в магазин и приобритает сей девайс. Станет ли он счастливее? Вряд ли. А какой вывод сделает? Что если бы он купил воон тот, который в 4 раза дороже и моднее, то уж счастье точно к нему пришло бы. И так до бесконечности, а все потому, что покупка девайса - это действие, продиктованное внешней мотивацией, а не внутренней.

Часть 3. Решение проблем

Для того, чтобы преодолеть причины неудовлетворенности необходимо, во-первых, взять под контроль свое сознание, перестать беспокоиться из-за тех вещей, повлиять на которые мы не можем. А во-вторых, постепенно освобождаться от вознаграждений, предлагаемых социумом, перестать стремиться к ним и заменить их удовольствиями, которые находятся в нашей собственной власти. Это не значит, что нам следует отвергнуть все предлагаемые обществом цели; достаточно выстроить собственную систему целей, способную дополнить или заменить ту, которую предлагает социум. 

Самый важный шаг в освобождении от общественного контроля заключается в развитии способности получать радость от каждого сиюминутного события. Если человек научится наслаждаться и видеть смысл в процессе жизни самой по себе, социум уже не сможет управлять им. 

Тот, кто не зависит от внешних наград, раздаваемых внешними силами, снова обретает власть над собой. Ему больше не нужно бороться за светлое будущее и надеяться, что завтра, может быть, произойдёт что-то хорошее. Вместо этого он может просто радоваться жизни. Однако это вовсе не означает, что мы должны отдаться своим инстинктам — напротив, необходимо стать независимым и от власти тела и научиться управлять тем, что происходит в нашей голове.

Как только человек становится способен ограничить объем внимания, расходуемый на достижение ложных целей или на попытки переделать внешний мир под себя, он получает возможность погрузиться в состояние Потока - полностью направить свое внимание на достижение какой-либо значимой для себя цели. Другими словами, он способен преодолеть хаос в своем сознании, направив свою психическую энергию в единое русло. 

Но для того, чтобы освободиться от лишних переживаний и отвлекающих факторов нам снова понадобится наше внимание. Дело в том, что существует некий замкнутый круг: личность человека определяет то, на что он обращает внимание, в то же время то, на что он обращает внимание, формирует его личность. Но мы можем управлять вниманием осознанно - сознательно переключать внимание на действительно ценные для нас вещи, изменяя тем самым нашу личность. Эта энергия вполне подвластна нам, и в ее силах сделать из нас то, что мы захотим. Именно поэтому мы вправе считать внимание важнейшим орудием в деле улучшения качества нашей жизни. 

Если человек способен так организовать своё сознание, чтобы состояние потока возникало как можно чаще, качество его жизни неминуемо начнёт улучшаться. 
После переживания состояния потока личностная организация становится сложнее, чем была прежде. Именно в возрастании сложности и заключается личностный рост. Парадоксально, но мы развиваемся и перерастаем себя именно тогда, когда действуем свободно, ради самой деятельности, а не руководствуясь внешними побуждениями.  В развитии личности и заложен ключ к пониманию смысла потоковой деятельности.

Часть 4. Радость и удовольствие

В состоянии потока сознание становится чрезвычайно упорядоченным. Мысли, намерения, чуства — всё сфокусировано на одной и той же цели. Наступает полная гармония. Это состояние отличается от простого удовольствия - чувства, возникающего при удовлетворении наших потребностей. Питание, сон, отдых, секс возвращают нас в состояние гомеостатического равновесия, восстанавливают порядок в сознании после того, как были удовлетворены вызывающие психическую энтропию потребности организма. Но эти процессы не способствуют психологическому росту и усложнению личности.

Перейдём к другим событиям и переживаниям, которые отчасти похожи на удовольствие, однако относятся к другой категории и потому заслуживают отдельного названия. Назовём их переживанием радости. Мы говорим о радостном событии в том случае, если человек не только удовлетворил свои потребности или желания, но и сумел выйти за пределы привычных схем действия, достиг чего-то необычного, чего прежде, возможно, нельзя было даже вообразить. После радостного события мы чуствуем, что переменились, что наше Я выросло и стало более сложным. В отличие от получения удовольствия, не требующего вложения психической энергии, радость достигается только в результате специальной концентрации внимания. 

В результате исследований удалось определить следующие компоненты переживания радости:

1. Задача должна быть посильной. Бросать вызов его навыкам и умениям;Во всех занятиях, ведущих к достижению состояния потока, есть одна общая черта: чем бы ни занимался субъект, его способности должны соответствовать сложности стоящей перед ним задачи.
Простейший способ сделать занятие интересным состоит в том, чтобы придать деятельности характер соревнования. Во многих отношениях соревнование — это самый быстрый способ достижения сложности. Но соревнование доставляет удовольствие только до тех пор, пока внимание участника сосредоточено в первую очередь на самом процессе игры. По мере того как оно переключается на другие, внешние цели, будь то желание унизить соперника, произвести впечатление на зрителей или получше «продать себя», соревнование может оказаться не целью, на которой концентрируется сознание, а помехой.

2. Человек должен иметь возможность сосредоточиться;

3. Задача позволяет четко сформулировать цели и дает быструю обратную связь. Состояние потока позволяет достигать такой степени вовлечённости, потому что, как правило, перед субъектом стоят ясные цели и есть возможность немедленно ощутить обратную связь: Игрок в теннис всегда знает, что ему делать: он должен отбивать мяч на сторону противника. И после каждого удара по мячу он понимает, насколько удачно справился. Конечно, если поставленная цель легкодостижима, успех не принесёт особой радости. Если получение обратной связи отсрочено, то нужно самостоятельно придумать критерии по которым можно оценивать свои действия.

4. Во время выполнения действия увлеченность человека настолько высока, что он забывает о повседневных проблемах, изменяется восприятие течения времени; По сути, любая деятельность, требующая сильной концентрации внимания, помещает человека в узкий временной туннель. Важно не только сужение временной перспективы, но и крайняя избирательность работы сознания, пропускающего в себя лишь ту информацию, которая имеет значение для решения поставленной задачи. Поэтому в состоянии потока все беспокоящие нас мысли перестают осознаваться. Время течёт иначе, чем обычно. Привычный его ход, который мы замечаем по равномерному прибавлению часов и смене дня и ночи, сменяется ритмом, диктуемым нашим занятием. Часы могут пролетать за минуты. Потоковые переживания  как бы переводят человека в новую, ещё не изведанную им реальность, наполняя его духом первооткрывательства, расширяя горизонты его способностей.

5. Ощущение контроля над своими действиями;Состояние потока обычно характеризуется ощущением контроля над ситуацией, или, что более точно, отсутствием страха утратить контроль. В состоянии потока человек уверен, что может достичь совершенства. При этом люди испытывают радость не от ощущения контроля, но от чувства, что они могут справиться с трудными ситуациями.

6. Осознание своего Я как будто исчезает, зато после выполнения действия становится сильнее; Когда человек понастоящему поглощён своей деятельностью, у него не остаётся свободного времени, чтобы думать о прошлом и будущем или анализировать какие-либо не актуальные в данный момент стимулы. Особенно следует отметить, что из сознания исчезает наше Я, в мыслях о котором мы проводим очень много времени в повседневной жизни. 

Утрата ощущения себя как отдельного от остального мира существа нередко сопровождается переживанием единения с непосредственным окружением: с горой (в альпинизме), командой и т.д.

Таким образом, мы говорим не об утрате Я и уж точно не о потере способности осознавать. Индивид лишь перестаёт осознавать своё Я. Наши представления о себе оказываются за порогом сознания. Иметь возможность на время забыть о том, кто мы такие, как оказалось, может быть очень приятно.

Еще одним важнейшим свойством оптимального переживания является его самодостаточность; иными словами, его главная цель заключается в нём же самом. Потоковые занятия таят в себе неиссякаемый источник радости, который мы неизбежно откроем для себя, даже если первоначально искали чего-то другого. Многие потоковые занятия даются нелегко, а усилия предпринимать не хочется. Но как только человек получает обратную связь, отражающую уровень его мастерства, внешнее вознаграждение, как правило, уже не требуется.

Вот несколько примеров потоковых занятий: сочинение музыки, скалолазание, шахматы, танцы, парусный спорт и т.д. Эти виды деятельности были задуманы так, чтобы облегчать достижение состояния потока. В них есть правила, требующие овладения определёнными навыками, они ставят перед человеком цели, дают обратную связь, давая возможность контролировать происходящее. Эти виды деятельности способствуют концентрации и вовлечённости, максимально отличаясь от рутины повседневной жизни.

Немаловажным в достижении состояния потока является и создание специфической обстановки. Например, в любом виде спорта участники одеваются в яркую форму, само спортивное действие происходит на специальных территориях, на время отгораживающих их от остального мира. Во время соревнований спортсмены и зрители перестают вести себя как обычные люди и отдаются особой атмосфере игры. 

Кстати в книге приведена еще одна классификация игр, не все из которых соответствуют обычному пониманию этого слова:
- агон - соревнования;
- алеа - игры, основанные на случайности - кости;
- илинкс - игры, нарушающие нормальное восприятие - аттракционы;
- мимикрия - альтернативная реальность - театр, кино и т.д.

Часть 5. И еще немного о сложности

Для изображения Потока автором приведена следующая диаграмма. На оси Х отображаются умения, которыми по мнению человека, он обладает. На оси Y - требования, предъявляемые к навыкам и умениям человека деятельностью. Буквой А обозначается текущее состояние человека. Давайте рассмотрим диаграмму на примере тенниса.
Image(3)
На момент начала тренировок у человека практически отсутствуют какие бы то ни было навыки (А1). От него требуется просто попасть по мячу. Это, в общем-то, не сложно, однако он будет тренироваться с огромным удовольствием. Ведь уровень сложности задачи как раз соответствует его элементарным навыкам. Так что на этом уровне он, вероятно, будет испытывать ощущение потока.

Со временем, если он продолжит тренироваться, его спортивная форма станет лучше. Ему будет скучно просто отбивать мяч через
сетку (А2). Возможно, он найдёт себе более опытного партнёра и осознает, что существуют более сложные задачи, чем просто бить по мячу. В этой точке (A3) он почуствует беспокойство из-за того, что плохо справляется с ситуацией.

Для того, чтобы снова получать удовольствие от занятий и вернуть состояние потока ему необходимо привести свои цели в соответствие со своими возможностями - либо поставить более сложные цели (А2 - А4), либо совершенствовать свои навыки (А3-А4).  Заметим, что, хотя теоретически и существует возможность снизить сложность задачи и таким образом вернуться из А3 в точку А1, на практике человеку трудно игнорировать новые возможности развития, если он осознал, что они у него есть. Но, в любом случае, если не предпринять никаких усилий по исправлению ситуаций А2 или А3, человек скорее всего прекратит тренировки и на этом покинет нашу систему координат.

Заключение

Вторая часть книги посвящена возможностям достижения состояния потока в различных сферах человеческой жизни - его специфическим применениям, но ничего нового для понимания самого процесса не несет, поэтому я ограничусь тем, что уже написал. Но надо сказать, что часть интересного материала осталась за пределами поста, так как лично мне показалась не столь важной, да и не хотелось раздувать и так приличный объем статьи - я всем советую прочитать книгу целиком, чтобы не оставлять никаких белых пятен.

Общее впечатление о книге - очень понравилась. Очень рад, что она попала мне в руки. Читается очень легко и быстро, но самое главное, я искренне считаю, что это полезная и нужная книга. В общем, рекомендую.