В очередном и последнем конспекте этой серии мы с вами поговорим о
симуляциях и играх - одном из наиболее "модных" современных направлений в
обучении. Направление это окружено множеством мифов и предположений.
Одни говорят, что игры - наше будущее, что если они ещё и не изменили
радикально обучение, то скоро обязательно это сделают, так как поколения
Y, Z и последующие только играми и живут. Другие - говорят, что это всё
шуточки и бред, что настоящее обучение через игры невозможно и т.д.
Мнений множество. В этом же посте мы поговорим не о мнениях, а о фактах.
Что наука уже знает об играх в обучении, какие выводы уже можно
сделать?
Начнём с определения понятий.
Выделяют 2 вида симуляций:
Концептуальная симуляция предназначена для изучения специфичных для области деятельности понятий и обучения навыкам стратегического мышления. Концептуальные симуляции, как правило, используются для отработки навыков, требующих "дальнего переноса" и навыков решения проблем. В академическом секторе симуляции используются для моделирования и наглядного представления физических, химических и др. принципов. В корпоративном - для обучения бизнес-стратегиям, финансовому анализу, диагностики заболеваний, отработки навыков ведения боя и др.
Почему так происходит?
В одном из предыдущих постов мы уже говорили о матрице психологической / поведенческой активности. Вот она:
Матрица говорит о том, что есть два типа активностей: поведенческая и психологическая. Так вот, для обучения важно, чтобы в ходе занятия ученик проявлял именно высокую психологическую активность. Активность, не подкреплённая рассуждениями, никакого влияния на обучение не оказывает.
Игры, безусловно, способствуют активности, но в большинстве случаев только поведенческой. Как вы уже поняли, для того, чтобы игры начали приносить пользу и в процессе обучения, необходимо сделать основной упор на составляющую, стимулирующую мышление.
Для этого стоит следовать следующим принципам:
Помимо жанра, есть ещё особенность, которую надо упомянуть - это ограничение времени. Если вы планируете использовать в игре задачи на размышления, то никогда не ограничивайте их по времени. Временные ограничения стоит использовать только, если курс посвящён отработке точности и скорости каких-либо действий.
Начнём с определения понятий.
Симуляция
Симуляция - это программа, представляющая собой компьютерную модель системы или процесса. Система или процесс, как правило, существуют в реальности, а модель представляет их в упрощённой форме.Выделяют 2 вида симуляций:
- процедурная
- концептуальная
Концептуальная симуляция предназначена для изучения специфичных для области деятельности понятий и обучения навыкам стратегического мышления. Концептуальные симуляции, как правило, используются для отработки навыков, требующих "дальнего переноса" и навыков решения проблем. В академическом секторе симуляции используются для моделирования и наглядного представления физических, химических и др. принципов. В корпоративном - для обучения бизнес-стратегиям, финансовому анализу, диагностики заболеваний, отработки навыков ведения боя и др.
Игра
Очень сложно дать определение тому, что такое игра. Mayer and Johnson(2010) выделяют 4 основных качества игры:- понятные правила, которые позволяют участникам вникнуть в её суть
- отзывчивость - возможность контролировать собственный опыт и ход игры
- вызовы
- накопление изменений (последовательность) - текущее состояние игры зависит от совокупности предыдущих действий игрока
Учат ли игры и симуляции?
Учат ли игры? Да, учат, правда не всегда тому, что задумывалось их разработчиками. И очень часто можно встретить случаи, когда ученики сосредотачиваются не на учебной составляющей игры, а на её вторичных составляющих - количестве очков, соревновании с другими учениками и т.д. И даже несмотря на высокий результат в игре и вовлечённость, уровень знаний учеников будет ниже, чем при обычном изучении темы .Почему так происходит?
В одном из предыдущих постов мы уже говорили о матрице психологической / поведенческой активности. Вот она:
Матрица говорит о том, что есть два типа активностей: поведенческая и психологическая. Так вот, для обучения важно, чтобы в ходе занятия ученик проявлял именно высокую психологическую активность. Активность, не подкреплённая рассуждениями, никакого влияния на обучение не оказывает.
Игры, безусловно, способствуют активности, но в большинстве случаев только поведенческой. Как вы уже поняли, для того, чтобы игры начали приносить пользу и в процессе обучения, необходимо сделать основной упор на составляющую, стимулирующую мышление.
Для этого стоит следовать следующим принципам:
- Принцип 1. Жанр игры должен соответствовать учебным целям
- Принцип 2. Необходимым и достаточным условием для прогресса в игре должно быть обучение - развитие знаний и навыков
- Принцип 3. Используйте проверенные учебные стратегии
- Принцип 4. Выстройте структуру игры и систему помощи
- Принцип 5. Управляйте сложностью
- Принцип 6. Ясно покажите важность игры
Принцип 1. Жанр игры должен соответствовать учебным целям
Жанров игр много, и выбирать надо тот, который подходит вашему курсу по целям и задачам. Понятно, что "стрелялки" - вряд ли хороший выбор для учебной игры, если мы не говорим о подготовке военнослужащих.Помимо жанра, есть ещё особенность, которую надо упомянуть - это ограничение времени. Если вы планируете использовать в игре задачи на размышления, то никогда не ограничивайте их по времени. Временные ограничения стоит использовать только, если курс посвящён отработке точности и скорости каких-либо действий.
Принцип 2. Необходимым и достаточным условием для прогресса в игре должно быть обучение - развитие знаний и навыков
Не смещайте акцент в игре на механики и достижения развлекательного плана. Раз уж речь идёт об учебных играх, то единственный критерий, по которому мы должны оценивать прогресс в игре - это достижение учебных целей.Принцип 3. Используйте проверенные учебные стратегии
Для достижения эффекта в играх стоит использовать стратегии и подходы, которые мы описывали ранее:- принципы мультимедиа
- примеры
- практика
- вопросы для самопроверки и самообъяснения
- объясняющая(внутренняя) обратная связь
Принцип 4. Выстройте структуру игры и систему помощи
Не стоит давать полнейшую свободу ученику в игре, надеясь на то, что он самостоятельно исследует и откроет некую истину. В большинстве случаев, полная свобода действий приведёт к тому, что ученик растеряется и не поймёт, что от него хотят. Лучше тщательно продумайте руководство учением, структуру игры и механики, позволяющие шаг за шагом двигаться к достижению учебной цели. Руководите действиями ученика в игре и ведите его по сценарию игры, мягко подталкивая.Рекомендации для исследовательских симуляций
Исследовательские симуляции - это программные продукты, направленные на развитие исследовательских навыков. Для таких продуктов есть дополнительный комплект рекомендаций:- помогайте ученикам определять и фокусироваться на переменных и показателях, которые действительно важны для данного исследования
- если симуляция требует, чтобы ученик выдвинул определённую гипотезу и потом её подтверждал или опровергал, то не заставляйте ученика эту гипотезу придумывать. Дайте ему возможность выбрать из нескольких вариантов.
- управляйте последовательностью шагов исследования через конкретные задания
- сделайте так, чтобы ученик изучал свои предыдущие действия и сопоставлял их с получившимся результатом
Комментариев нет:
Отправить комментарий