четверг, 6 сентября 2018 г.

Принципы педагогического дизайна. Глава 2. Проектирование систем обучения. Часть 4. Этап разработки


Продолжаем конспектировать книгу Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна" Следующий на очереди этап - разработка

Назначение этапа

На этапе разработке отбираются, создаются или редактируются материалы, необходимые в процессе обучения

Условия разработки

Объём работ на этапе разработки зависит от множества факторов:
  • от учебных целей
  • уровня детализации информации
  • наличия материала, который можно заимствовать и т.д.


Условно, мы можем выделить следующие 4 группы типовых ситуаций:
  • Работа в рамках существующего учебного плана, когда большая часть учебных материалов уже создана и их остаётся дополнить и отредактировать
  • Адаптация существующего материала под новые учебные цели или способ представления
  • Объединение элементов существующего материала в новый курс
  • Создание абсолютно нового курса


Работа в рамках существующего учебного плана

Типичная ситуация для учебных и коммерческих организаций, в которых уже существует устоявшийся план обучения и приобретены или созданы учебные материалы под этот учебный план.

В этом случае преподаватели и разработчики не имеют реальной свободы действий. При проектировании занятий они вынуждены отталкиваться от существующих планов и материалов, внося незначительные изменения и доработки.

Такой подход не поощряется педагогическим дизайном, который ставит во главу угла именно цели обучения, за исключением тех случаев, когда вся система была выстроена в рамках системного подхода к проектированию.

Адаптация существующего материала

Часто встречается ситуация, когда учебные материалы вроде бы есть, но по ряду причин они вас не устраивают.

Например, сторонние компании предлагают готовый коробочный курс по интересующей вас теме и за подходящую цену, но из-за того, что курс не учитывает специфики вашей организации, а разработан для широкого рынка, вам он не подходит. Или, например, у вас есть все материалы для очных занятий, а требуются дистанционные онлайн курсы.

В любом случае, порядок действий педагогического дизайнера будет одинаковым:
Этап Описание
1 Провести этап анализа - разобраться с целями и задачами обучения, а при переводе обучения в другую форму - обратить особое внимание на особенности новой формы обучения и инструменты, которые ей доступны
2 Проанализировать имеющийся материал и понять, соответствует ли он целям обучения, и, если нет, то в чём именно
3 Сформировать детальное техническое задание на предстоящую работу - указать разработчикам, что им необходимо сделать и как преобразовать имеющийся у вас материал


Заимствование части существующего материала в новый курс

В этой ситуации объём разработок уже существенно увеличивается. Но использование имеющегося материала может позволить существенно сэкономить

Разработка совершенно нового курса

Это основная рабочая ситуация для педагогического дизайнера, где требуется пройти процесс ISD "от и до"
Правила этапа разработки
На этапе разработки есть несколько правил, которые стоит соблюдать:
Краткое название Описание
Хорошо составленные цели обучения Чем тщательнее определены и описаны цели обучения и требуемое содержание курса, тем больше возможность, что вы сможете найти нечто подходящее на рынке, и если не полностью, то частично сократить объём работ. Создание учебного материала "с нуля" всегда процесс длительный и затратный, поэтому, если есть такая возможность, то стоит использовать уже существующие материалы
Новизна Помните, что если вы нацелены на самые новые технологии обучения и инновационные цели обучения, то вы существенно сокращаете вероятность воспользоваться готовыми материалами и увеличиваете объём разработок "с нуля". Если у вас есть время и средства, то это прекрасно, если же ресурсы ограничены, то может стоить ограничиться современными подходами, а не гнаться за инновационными
Командная работа Командная работа над проектом существенно эффективнее индивидуальной. Педагогический дизайнер может быть руководителем такой команды или лидером, привлекая к работе профессионалов в тех областях, где сам профессионалом не является, например в веб-разработке, создании графики и, часто, в предметной области
Педагогический дизайн и разработка медиа Педагогический дизайн всегда должен иметь приоритет перед разработкой медиа. Существует множество примеров красивых курсов с крутой графикой и навигацией, но большими проблемами в качестве учебной составляющей. Всегда ставьте учебные задачи выше технологий и красоты
Делать или покупать? Прежде чем приступать к разработке абсолютно нового продукта убедитесь, что его нельзя купить. Использование уже имеющихся материалов всегда дешевле, чем их разработка заново. Ещё один способ сэкономить - использовать материалы в той форме, в которой они у вас есть. Переработка материала для представления в другом формате - тоже удовольствие не из дешёвых
Предыдущая статья цикла

Комментариев нет:

Отправить комментарий