четверг, 14 апреля 2011 г.

Обучение технических специалистов. Что было вчера, что есть сегодня, что будет завтра… Часть 4

Будущее 3 Давайте рассмотрим те учебные материалы, по которым учили, учат и будут учить специалистов, от которых напрямую зависит будущее нашей промышленности.

Будущее

Давайте теперь поразмышляем, какие же есть направления дальнейшего развития технологий обучения технических специалистов.

Безусловно, уже никто не собирается отказываться от удобств, предоставляемых сетью Интернет. С течением времени потребность в нем будет лишь усиливаться. Учитывая то, что возможности интернет-технологий, сегодня, позволяют с комфортом выполнять практически все задачи обучения, я не думаю, что в форме представления информации в ближайшее время произойдут сколько-либо значительные изменения.

Другое дело содержание учебных материалов.

Сегодня активно обсуждаются технологии web 2.0 и перспективы e-learning 2.0. Может быть я огорчу сторонников этой теории, но я не вижу перспектив ее использования для обучения специалистов, работающих с производственным оборудованием. И объясню я свою позицию фактическим отсутствием механизмов обеспечения надежности и достоверности информации. Думаю, не стоит объяснять, к каким последствиям могут привести неправильные действия специалиста на предприятии.

В связи с необходимостью обеспечения достоверности, основным источником информации по-прежнему останется конструкторская документация, переработанная с учетом реального практического опыта. В дальнейшем эта информация должна будет попасть в руки опытным педагогам, психологам, дизайнерам и разработчикам контента, которые и сформируют его окончательный вид.

Скорее всего, все большее распространение, в дальнейшем, будут получать, так называемые, “курсы-минутки” – курсы, нацеленные на решение конкретной практической задачи, занимающие при этом минимум времени. Они позволяют получать необходимую информация по мере появления потребности, практически, без отрыва от основной работы.

Еще одним перспективным направлением являются “серьезные игры” и симуляторы. Ни для кого не секрет, что компьютерные игры сегодня обладают колоссальной популярностью и этот рынок по-прежнему набирает обороты. Использование компьютерных игр для обучения также становится все более популярным. По некоторым данным использование “серьезных игр” способно на 60% повысить эффективность обучения.

Думаю, с развитием технологий процесс создания трехмерных реалистичных миров будет все проще и дешевле, а значит все популярнее.

Однако, вне зависимости от того, как будет выглядеть учебный контент в дальнейшем, можно смело утверждать, что для него будут характерны следующие качества:

  • ориентация на конкретные практические действия;
  • мотивация к самостоятельному обучению;
  • направленность на развитие мышления.

Учитывая все ускоряющиеся темпы развития технологий и потребностей, можно прогнозировать, что все это будет реализовано уже в самом ближайшем будущем. Но если спуститься с небес на землю и вспомнить, что в нашей стране есть еще заведения, где и о компьютерах не помышляют, то становится очевидным, какой громадный объем работы предстоит выполнить, чтобы и нашу страну ждало умное светлое будущее.