четверг, 14 апреля 2011 г.

Обучение технических специалистов. Что было вчера, что есть сегодня, что будет завтра… Часть 3

e-learning 2 Давайте рассмотрим те учебные материалы, по которым учили, учат и будут учить специалистов, от которых напрямую зависит будущее нашей промышленности.

Сегодня

Стремление предприятий промышленности выжить в условиях конкурентной борьбы привело к повышению интенсивности развития технологий производства, что в свою очередь повлекло необходимость подготовки большого числа высококвалифицированных и специалистов, имеющих довольно узкую квалификацию. Подобные изменения не могли не оказать влияния на сам процесс обучения. Более того, оптимизация бизнес процессов потребовала сокращения материальных и временных затрат на подготовку специалистов, при одновременном повышении качества обучения.

Достижение подобного эффекта оказалось невозможным без изменения формы представления учебного материала и его содержания. В результате появились и на сегодняшний день становятся все более популярными, как в корпоративном секторе, так и в ВУЗах системы дистанционного обучения (СДО).

За счет использования всемирной паутины у обучаемых больше нет проблем, связанных с поиском информации. Она в полном объеме может быть доступна в любом месте, где есть подключение к сети, а при его отсутствии – данные могут быть записаны на любой носитель информации и использоваться локально. Такая форма представления данных дает, практически, неограниченные возможности желающим обучаться дистанционно, так как за счет рационального использования интерактивных учебных курсов, вебинаров, чатов и форумов дистанционное обучение по эффективности может сравниться с очным.

Кроме того, системы дистанционного обучения значительно облегчают работу преподавателям, менеджерам по персоналу и другим должностным лицам, ответственным за обучение. Инструментарий СДО предоставляет им широкие возможности для планирования обучения, его учета и оценки.

Как мы отметили, происходят изменения и в содержании учебного материала. Информация становится направленной. Конструкторская документация перерабатывается специалистами, имеющими практический опыт работы в соответствующей деятельности: лишние данные, непосредственно не связанные с работой конкретного специалиста, отфильтровываются. Оставшиеся материалы перерабатываются специалистами по педагогическому дизайну и юзабилити, и только потом необходимая информация подается обучаемому в сжатом, удобном для усвоения виде.

Стоит отметить и то, что современные информационные технологии значительно повышают наглядность учебного материала. Интерактивные курсы могут включать любые виды мультимедиа объектов, в том числе и интерактивные. Это не только позволяет максимально точно и наглядно показать устройство и принцип действия различного оборудования, процессы (в том числе и скрытые, что немаловажно), но и дает обучаемым возможность отработать какие-либо действия, посредством их многократного выполнения в виртуальной среде.

Рациональное формирование содержания учебных материалов и использование передовых технологий для их представления в сумме представляют собой наиболее передовой и эффективный подход к обучению технических специалистов. Однако, количество предприятий, использующих данный подход, несмотря на стабильный рост, в нашей стране чрезвычайно мало.