пятница, 19 августа 2011 г.

SUCCESs или принципы создания запоминающегося сообщения

successsign Как же иногда мы любим все усложнять. Частенько приходится сталкиваться с текстами, в которых из-за заумных слов и перегруженных предложений приходится разбираться ну просто очень долго. Особенно обидно, когда смысла во всем тексте не наберется и на абзац. Частенько этим грешат научные работы.

Для кого пишут такие тексты? Я так думаю, что далеко не каждый станет корпеть над книгой со словарем, пытаясь дойти до сути. Ну и конечно же такие вещи не стоит допускать при разработке учебных курсов. Думаю, что в 80% случаев пользователь просто потеряет всякий интерес к курсу, на чем обучение и закончится.

Я немного покопался в интернете и нашел интересный материал о том, как сделать текстовое содержание курса максимально понятным и запоминающимся.

Гарри Рейнолдс в своей книге “Презентация Дзен” приводит 6 основных принципов, использование которых позволит сделать ваше выступление, сообщение, доклад (а я думаю, что и при разработке курсов они совсем не повредят) не только информативным, но и максимально понятным и запоминающимся.

Для примера приводятся два высказывания, суть которых одинакова, а вот построение различается кардинально:

1. Мы должны достигнуть мирового лидерства в космической промышленности за счет максимальной нацеленности на инновации и стратегически важные аэрокосмические направления;
2. Высадить человека на Луну и доставить обратно в целости и невредимости до конца десятилетия!

Что называется, почувствуйте разницу. Как вы думаете, какое из высказываний запомнится, а какое забудется через 5 минут?

Итак, теперь давайте рассмотрим все эти принципы по порядку:

1. S = Simplicity (простота). Если важно все – не важно ничего. Вы должны быть беспощадны в стремлении максимально упростить сообщение, свести его к единственной, ключевой мысли. В сообщении не должно быть никакого словесного мусора. Если хорошенько поработать, каждую идею можно изложить максимально лаконично. Ответьте себе на вопросы: “Какая основная идея вашего сообщения?”, “В чем суть?”, “Почему она важна?”.

2. U = Unexpectedness (неожиданность). Заинтересовать слушателей можно нарушив их ожидания. Удивите их. Удивление обязательно вызовет интерес. Для поддержания интереса подогревайте их любопытство. Лучший способ – показать пробел в их знании, а затем заполнить его. Предложите им самим найти заполнить этот пробел (или подведите их к правильным ответам);

3. С = Concreteness (конкретность). Говорите естественно, приводите реальные примеры с реальными вещами, никаких абстракций! Не надо непонятных и нечетких размышлений, только конкретика. Превратите абстрактные мысли в понятные, простые, но сильные (и запоминающиеся) фразы. Еще раз вернитесь к примеру, приведенному выше. На луну и обратно – вот это конкретно;

4. С = Credibility (убедительность). В качестве доказательств наших идей мы часто используем статистику. Но статистика сама по себе не имеет особой ценности. Что действительно ценно – это контекст, в котором преподносится статистика, и ее смысл. Донесите это до зрителей так, чтобы они смогли себе все представить. Для примера: “Батарея будет работать в течении 5 часов” или “iPod сможет работать на всем протяжении полета до Сан-Франциско”. Существует множество способов добиться убедительности. Можно привести отзывы клиентов или публикации в прессе. Только не рассказывайте о многолетнем опыте работы Вашей компании – это навевает скуку;

5. E = Emotions (эмоциональность). Люди – существа эмоциональные. Недостаточно просто дать людям перечень пунктов вашего доклада и информацию на слайдах, вы должны сделать так, чтобы они что-либо почувствовали. Есть миллион способов заставить людей проявлять эмоции по отношению к содержанию. Иллюстрации – это только один из возможных путей не только дать слушателям возможность понять вашу точку зрения, но и почувствовать те эмоции, которые вы вложили в свою идею. Для примера, разрушения, вызванные ураганами и наводнениями, можно описать с помощью чисел, перечней и прочей информации, но картинки могут рассказать о последствиях и человеческих страданиях так, как никакая статистика не сможет ни при каких обстоятельствах. Просто словосочетание “Ураган Катрина” может вызвать в сознании серию очень ярких картинок. Эмоциональная связь между людьми существует, в этом нет никаких сомнений.

6. S = Stories (истории). Мы целыми днями рассказываем истории. За счет них люди общаются друг с другом. Каждый рассказывает истории по-своему, своими словами, в своем стиле. Через истории мы выражаем себя. Через истории мы учимся и учим, на историях мы растем. В Японии считается обычным делом, когда опытный рабочий воспитывает своего молодого коллегу, рассказывая ему различные истории, основанные на истории компании, ее культуре и правилах работы. Несмотря на то, что большинство информации преподносится в виде рассказа, происходит интересная вещь: Молодой коллега, однажды услышав рассказ о бедном пареньке, который никогда не одевал каску на рабочем месте, никогда не забудет этого рассказа (и станет каждый раз одевать каску). Истории привлекают наше внимание и позволяют лучше запомнить перечень правил. Люди любят Голливуд, Болливуд и индийское кино. Истории их “захватывают”. В великих идеях и лучших презентациях всегда есть элемент истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий