среда, 7 сентября 2011 г.

Мастер класс по написанию текстов

Работа с текстом Сегодня нашел в интернете интересную статью , посвященную особенностям написания текстов для электронных курсов. Публикую здесь свой свободный перевод.

 

Как начинающий педагогический дизайнер, я был поражен количеством и широтой текстов, которые требовались в данной области. Годами мне приходилось писать экранные тексты, сценарии для аудио и видео материалов, тренингов, маркетинговые и справочные материалы, технические описания и т.д. Все это время я заполнял пробелы в моем образовании с помощью дополнительных тренингов, специальных книг и других источников.

Я был приятно удивлен, когда познакомился с Roy's Writing Tools, онлайн программой iTunes University. Ведущий, Рон Питер Кларк, автор книги “Инструменты писателя: 50 стратегий для каждого писателя”, разбирал ключевые моменты, позволяющие значительно улучшить технику письма. В этом посте я собрал некоторые лучшие приемы Кларка, которые можно с успехом использовать в работе педагогического дизайнера.

Расположение слов для создания акцента

Расставляйте слова в предложении осознанно. Слова, на которые необходимо акцентировать внимание разместите вначале, или в конце предложения или абзаца. Слово, расположенное в конце предложения усиливается паузой, возникающей после точки. В параграфе необыкновенную силу последнему слову придает пустое пространство, начинающееся сразу за ним.

“Слабое” предложение: Слабый дух – не лучшее качество для управления проектами.
”Сильное” предложение: Управление проектами – не для слабых духом.

Используйте наречия только тогда, когда необходимо изменить значение глагола

Предназначение наречия – усилить глагол, кроме этого некоторые писатели используют наречие для того, чтобы продублировать значение глагола – например “счастливо улыбнуться” (ну и другие вариации на тему: Масло масляное. – прим. мое Я.Д.) Если убрать подобные наречия, то предложения станут короче и сильнее. Это мой любимый прием, так как он позволяет быстро сделать из “слабого” предложения “сильное”.

“Слабый” пример: Она счастливо улыбнулась (если убрать счастливо, смысл особо не изменится)
”Сильный” пример: Она грустно улыбнулась (наречие меняет смысл глагола, если его убрать – смысл поменяется на 180 градусов)

Управляйте темпом повествования с помощью длины предложений

Меняйте темп повествования, сознательно используя длинные и короткие предложения. Используйте длинные предложения для замедления темпа и неспешного продвижения вперед. Короткие предложения используйте для упрощения сложных пояснений или создания напряжения в сценарии. Сделайте длину предложений соответствующей вашей цели

Используйте повторения

Повторяющиеся ключевые слова и фразы позволяют четко обрисовать структуру как в устной, так и в письменной речи. Преднамеренное повторение создает ритм, придает выразительность и расставляет акценты. Однако, при этом надо следить за тем, чтобы повторений не стало слишком много.

Оставьте важным словам достаточно места

Не повторяйте ключевое слово еще раз, пока не сочтете законченным описание предыдущего. Поймите разницу между намеренными и случайными повторениями. При правке уберите те ключевые слова, которые повторяются в одном и том же предложении абзаца, потому что для того, чтобы объяснить значение важных слов требуется пространство.  Добейтесь элегантного изложения.

Пишите лаконично

В одном особенно популярном выпуске программы Кларк посоветовал способ уменьшения объема текста - удалять лишнее, пока это возможно. Это означает, что надо удалить все, что не способствует пониманию темы. В этом заключается ключевой момент для педагогического дизайна, так как разработчики часто вставляют в курсы лишний контент, только для того, чтобы удовлетворить желания заказчика. Поэтому настоятельно рекомендую избегать всякого контента, предназначенного для кого-либо еще кроме представителей целевой аудитории.

Читайте работы хороших писателей и совершенствуйте как форму, так и содержание

Не замыкайтесь на каком-то определенном стиле. Научиться писать хорошие тексты можно у старых газет, доходчиво объяснять материал – у кулинарных книг, писать заголовки – у таблоидов, а создавать захватывающие сюжеты – у комиксов. Все это может помочь пед.дизайнеру в его работе.

Писать можно бесконечно. Также, как и в графическом дизайне поставить точку нереально. Все мы продолжаем работать и совершенствовать свои знания и умения.