четверг, 30 августа 2012 г.

Игрофикация - Раздел 1. Введение

Сегодня начал обучение по курсу "Gamification" Пенсильванского университета. В конце каждого раздела буду писать краткое обозрение пройденной темы и публиковать ее в этом блоге.
Кстати, к курсу все еще можно присоединиться. Первое тестирование, после которого лавочка закрывается - 9го сентября. Курс полностью на английском языке, но в общем для тех, кто в нем не особо силен - не стоит переживать. Произношение у профессора хорошее, все понятно даже мне) Во всех лекциях есть субтитры и возможность сделать речь преподавателя чуть менее быстрой. Продолжительность курса - 6 недель, требует 7-8 часов в неделю. Курс предусматривает 3 теста, 3 письменных задания и заключительный экзамен. По окончанию обещают какой-то сертификат)

Вводная часть на этом заканчивается. Начинается самое интересное. Цель первого раздела - получить кое-какую информацию о самом курсе + вводную информацию о игрофикации.
 
Основные моменты:
Игрофикация - решение реальных проблем при помощи игровых элементов и техник. 
Основной момент, на который стоит обратить внимание - решение РЕАЛЬНЫХ проблем. Цель игрофикации - не создание игры ради игры, а достижение каких-либо целей, напрямую с игрой не связанных: получение новых знаний и навыков, упрощение и вовлечение в выполнение рутинных дел и т.д. Результатом игрофикации далеко не всегда являются полноценные игры, гораздо чаще используются отдельные игровые элементы и техники.

Как правило, используется стандартный набор игровых элементов, который включает:
- счетчик очков;
- шкалу прогресса и показатель достигнутого уровня;
- награды, разнообразные значки и медальки за достижения;
- аватарки пользователей;
- вопросы и упражнения;
- элементы соц. сетей - иконки друзей, их статусы, уровни и т.д.
В отличие от игровых элементов, которые повторяются в различных играх, игровые техники могут быть самыми разнообразными и ограничиваются лишь фантазией. Есть определенный набор правил, который профессор обещал изложить позже, но в любом случае универсального рецепта пока еще нет.

Небольшой экскурс в историю. Игровые технологии стали использовать в бизнесе в первой половине двадцатого века, когда компания по производству крекеров решила добавлять в упаковки с продукцией маленькие сюрпризы. Идея оказалась прибыльной, ее быстро подхватили и развили другие компании. 
- В 1980 году появилась первая компьютерная сетевая игра. Но целью игры было вовсе не вовлечение как можно большего количества пользователей. Она преследовала чисто исследовательские цели, изучая влияние игр на обучение и мотивацию.
- Следующий этап - начало 2000-х - появление "Серьезных игр".
- Во второй половине 2000-х игровые элементы начинают широко использоваться для решения бизнес-задач компаний.
- В 2010 году игрофикацию признают, как очень выгодную и эффективную технику, она получает еще большее распространение
- 2020 год - игры встраивают в зубные щетки, коробки из-под хлопьев, вся наша жизнь превращается в сплошную погоню за игровыми очками)
 
Игрофикация - быстро развивающееся направление, которым уже воспользовались такие гиганты мирового рынка как Microsoft, Nike, Cisko, SAP, IBM и т.д. Судя по приведенным цифрам, добиваются неплохих результатов.

Вот некоторые области, в которых она сейчас активно используется:
Внешние цели компании:
- маркетинг;
- продажи;
- привлечение покупателей;
Внутренние цели компании:
- HR;
- краудсорсинг;
Изменение поведения:
- здоровье;
- развитие;
- управление финансами
и т.д.

Показателен пример компании Microsoft, которая при помощи простенькой игры смогла привлечь к исправлению багов в локализациях Windows 7 около 7000 человек по всему миру, исправившими несколько тысяч ошибок.
Вот в общем-то и все, что я узнал за первый день. Общее впечатление безусловно положительное - материал интересный, много примеров, идеей проникся. Появились кое-какие задумки относительно будущих проектов, их надо записать отдельно, чтобы не забыть. 

По материалам курса "Gamification". University of Pennsylvaniya, professor Kevin Werbach