суббота, 15 сентября 2012 г.

Игрофикация - Раздел 6. Психология и мотивация, часть 2

В прошлом разделе шел разговор о бихейвиоризме, его основных теориях и применении в игрофикации. Этот раздел начался с обсуждения недостатков бихейвиоризма

Первый и самый большой недостаток - это подход к человеку, как к черному ящику. Да, несомненно, теории бихейвиоризма работают, в некоторых случаях даже очень неплохо, но они оставляют за бортом огромные возможности для вовлечения и мотивации, которые дает наш разум, наш внутренний мир. Использование в играх бихейвиоризма в чистом виде не позволяет гейм-дизайнеру взглянуть на пользователя, как на игрока, а это, если Вы помните, одно из основных требований к гейм-дизайнеру.

Второй недостаток - используя бихейвиоризм в чистом виде, очень просто скатится от вовлечения и мотивации к манипулированию. А манипулировать другим человеком плохо. Как пример, пристрастие к азартным играм.

Третий минус - постепенное превращение человека в гедониста (человек, живущий и делающий все исключительно для наслаждения, получения удовольствия и собственной выгоды). Если каждый раз человек за правильное действие будет получать вознаграждение, то через некоторое время он согласится выполнить это действие только в том случае, если ему предложат вознаграждение и никак иначе.

Четвертый минус - скука. Ожидаемое и предсказуемое награждение не приносит удовольствия. Бихейвиористкий подход же не может дать никакого разнообразия, он сам по себе шаблонный. Поэтому всякие игры, основанные на чистом бихейвиоризме очень быстро приедаются.

Пятый минус - чрезмерный акцент на статусе. Подход основан на наблюдениях за поведением, на поощрениях и награждениях. Самыми доступными видами поощрения являются разнообразные значки и движение вверх по списку лидеров - это и есть акцент на статусе, который, как уже говорили раньше, служит стимулом далеко не всегда и далеко не для всех.

Для того, чтобы избежать перечисленных выше недостатков необходимо рассмотреть еще одну психологическую теорию - когнитивизм - теорию, направленную на изучение того самого черного ящика - психических процессов личности, ее убеждений, желаний и т.д.
В соответствии с этой теорией можно выделить две основные группы мотивирующих факторов - внутреннюю и внешнюю мотивации.

Внутренняя мотивация означает, что мы совершаем какие-то действия ради самих действий. Они доставляют нам удовольствие. При этом нет никаких других внешних стимулов. Источников внутренней мотивации может быть много, причем они могут меняться у каждого человека с течением времени.

Внешняя мотивация означает, что человек совершает какие-то действия не ради собственного удовольствия, а для достижения иных целей (деньги, слава, уважение и т.д.).

Существует следующая классификация внешних мотивов (SAPS, автор Zichermann):
- Status . Действия совершаются ради одобрения со стороны других людей. В геймификации для удовлетворения тщеславия игроков используется, например, такой элемент, как список лидеров;
- Access (Доступ). Действия совершаются для того, чтобы получить доступ к чему-либо эксклюзивному, недоступному простым смертным;
- Power (Власть, сила). Действия совершаются ради получения новых возможностей, которыми большинство не располагает;
- Stuff (материальные ценности). 

Мотивы располагаются в такой последовательности неслучайно, она отражает:
Во-первых, трудоемкость использования каждого из них в организации(с позиции затрат). Статус - самый простой способ мотивации сотрудников, материальное вознаграждение - самый затратный.
Во-вторых, силу каждого из стимулов. Материальное поощрение - самый слабый вариант, статус - мотивирует сильнее всех остальных;

Используя в геймификации внешнюю мотивацию, надо быть осторожным, чтобы не столкнуться с чрезмерным мотивированием - ситуацией, при которой внешняя мотивация вытесняет внутреннюю. Это может привести к весьма плачевным последствиям. В  курсе было приведено 4 наглядных примера, но я перескажу только один:
Из небольшой группы детей отобрали тех, которые были наиболее увлечены творчеством. В процессе рисования эти дети полностью погружались в работу, и в результате у них получались отличные картины. Они старались только потому, что они получали удовольствие от самого процесса (внутренняя мотивация). После этого им предложили некоторое вознаграждение (внешняя мотивация), но когда дети стали усердно трудится, объявили, что подарков не будет. После этого дети потеряли к своим рисункам всякий интерес, хотя по сути они занимались любимым делом - рисованием. 

Для того, чтобы чрезмерного мотивирования не случилось, надо помнить о следующих правилах:
- материальное вознаграждение имеет наиболее демотивирующий эффект;
- неожиданные сюрпризы и подарки не оказывают никакого отрицательного воздействия на  внутреннюю мотивацию.
- награды за достижения могут оказывать как мотивирующий, так и демотивирующий эффект. Если награда заставляет человека делать что-то вопреки собственной воле, то она явный демотиватор. Если служит признанием твоих заслуг, но при этом ни к чему не обязывает, то оказывает положительный эффект.

Еще одной теорией, описывающей силу мотиваций является "Теория самоопределения". Она устанавливает следующую иерархию мотивирующих факторов (по возрастанию):
- А - мотивация, или отсутствие всякой мотивации, нет никакой заинтересованности в совершении действий. Абсолютный ноль;

- Внешняя мотивация. Это большая группа, которая включает в себя 4 подгруппы. Каждая из групп также различается по силе мотивации. Группы по возрастанию силы:
     а) Внешнее регулирование. Человек сам не хочет ничего делать, но его заставляют или просят.
     б) Подражательство - заимствование взглядов и мотивов других людей. Встречается на каждом шагу: Вася Пупкин - очень крутой и считает, что черная БМВ - это самая большая цель в жизни. Отсюда следует,  если моей целью тоже станет черный БМВ, то я буду почти таким же крутым, как и Вася.
     в) Идентификация. Я делаю что-то, потому что знаю, это будет мне полезно в будущем. 
     г) Интеграция. Это самый близкий к внутренней мотивации тип и он очень похож на предыдущий. Предполагаю, что разница между ними состоит в степени важности для личных целей. Интеграция имеет место, когда действия, которые мне приходится выполнять, практически неотделимы от моей собственной цели.

- Внутренняя мотивация. Является самым сильным стимулом. Теория самоопределения выделяет три основных типа внутренней мотивации:
     а) Компетенция. Стремление к развитию, получению новых знаний и навыков;
     б) Автономность. Стремление к пониманию и управлению ситуацией, действиями и т.д. Желание самому решать, что важно, а что нет, как поступить в той или иной ситуации;
    в) Отношения с другими людьми. Стремление общаться и помогать другим людям.