среда, 6 июня 2018 г.

Принципы педагогического дизайна. Глава 1. Введение. Часть 1. Введение в педагогический дизайн


Обзор

О конспекте

Этот конспект посвящён теме педагогического дизайна. Основой для конспекта послужила одна из самых известных книг в этой области - Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна".

Содержание текущей главы

Первая глава конспекта - обзорная. В ней изложена краткая информация о тех темах, которые в следующих главах, а значит и в наших следующих статьях, раскрываются детально. Можно сказать, что эта статья – краткий обзор содержания книги и нашего конспекта.

Введение в педагогический дизайн

Введение

Для начала давайте рассмотрим основные понятия, с которыми мы будем иметь дело.

Учение и обучение

Учение - это естественный процесс, который приводит к изменениям в том, что мы знаем, что мы можем сделать и в том, как мы себя ведём. Так как это процесс естественный, то он может происходить и сам по себе, без какой-либо поддержки со стороны. Но в этом случае учение может сильно затянуться или рискует вообще не достичь тех результатов, которые были бы возможны при целенаправленном обучении. Под обучением в данном случае мы понимаем совокупность событий и целенаправленных активностей, способствующих учению.

Учебная ситуация

Каждую минуту мы пропускаем через себя огромное количество информации, большую часть которой мы просто не замечаем. Но в некоторых случаях, информация всё же оказывает на нас некоторое воздействие - мы узнаём или запоминаем что-то новое, делаем определённые выводы и т.д. И в этом случае мы можем сказать, что в нас произошли изменения. Совокупность факторов, которые привели к изменениям, мы будем называть "учебная ситуация".

Условия обучения

Когда речь заходит об обучении, мы обычно представляем себе внешние по отношению к ученику мероприятия: лекции или практические занятия. И при этом мы упускаем из виду важную составляющую - те ментальные процессы и внутренние состояния, которые имеют место внутри каждого из наших учеников - это и внимание, и повторение, и рефлексия, и осмысление самого процесса учения. Обе эти составляющие мы будем называть условиями обучения, которые будем подразделять на:
  • внешние по отношению к ученику или просто «внешние» и
  • внутренние

Пример учебной ситуации

Допустим, человек запоминает фразу "London is the capital of Great Britain". Для того, чтобы её запомнить, она вообще должна прозвучать или быть прочитаной, то есть должна поступить к ученику из вне. Это означает, что фраза в нашем случае - внешнее условие обучения. Но, для того, чтобы человек её запомнил, должен запуститься некий механизм внутри него самого - внутренние условия. Внутренние условия это производные от памяти и усилий ученика. То есть, он, как минимум, должен:
  • на самом базовом уровне понимать английский язык,чтобы понять фразу
  • знать, что такое "столица"
  • знать, что такое "Великобритания"
Кроме этих необходимых знаний, у него должно быть желание запомнить эту фразу, иначе магия обучения вообще не состоится. Если все эти условия совпадут в одном месте и в одно время, то случится та самая учебная ситуация и человек изменится, то есть научится.

Основы проектирования обучения

Учитывать внутренние состояния ученика – дело не из простых. И уж тем более оно неподъёмное, если учеников несколько. Но тут нам на помощь приходит наука - многочисленные исследования того, как учатся животные и человек позволили учёным сформировать:
  • теорию о том, как люди учатся,
  • принципы, которые стоит учитывать при проектировании и проведении учебных занятий,
  • рациональные подходы к процессу проектированию обучения,
  • которыми мы можем пользоваться в своей работе.