четверг, 5 июля 2018 г.

Принципы педагогического дизайна. Глава 1. Введение. Часть 2. Как люди учатся. Модель внутренних процессов и условий обучения


Как люди учатся. Модель внутренних процессов и условий обучения

Введение

Чтобы понять место внутренних и внешних условий обучения, мы должны рассмотреть общую модель обучения. На сегодняшний день общепринятой считается модель Atkinson & Shiffrin (1968).


В прошлых сериях:

Принципы педагогического дизайна. Глава 1. Введение. Часть 1. Введение в педагогический дизайн Схема процесса обучения Схема процесса обучения представлена на рисунке:

Процесс обучения

Согласно модели Atkinson & Shiffrin процесс обучения выглядит следующим образом:
Этап Описание
1 Органы чувств воспринимают информацию из окружающей среды и передают её в центральную нервную систему.
2 Информация ненадолго задерживается в одном из сенсорных регистров. Здесь она распознаётся и трансформируется в нечто понятное человеку, после чего поступает в кратковременную память.

Этот процесс распознования носит название "Избирательное восприятие". На этом этапе, например, набор черточёк, воспринимаемых глазом, становится буквой А или Б и дальше идёт уже в таком упрощённом виде.
3 В кратковременной памяти информация задерживается не более чем на 20 секунд.

Пропуском на следующий этап служит повторение этой информации, если же за 20 секунд она ни разу не понадобилась - её путь на этом заканчивается.

Объём кратковременной памяти ограничен, его хватает только на несколько единиц информации - не больше 4 - 7 за один раз.

Именно объём кратковременной памяти мешает нам, например, перемножать большие числа в уме - не получается одновременно удерживать в голове результаты нескольких действий.
4 Те единицы информации, которые перешли на следующий этап, снова подвергаются обработке - семантическому кодированию и уже в новом виде поступают в долговременную память.

После семантического кодирования информация принимает вид утверждения, состоящего из подлежащего (субъекта) и сказуемого (предиката). Например, Лондон [субъект] - столица Великобритании [предикат].

В этом виде информация может хранится очень и очень долго. Когда она снова потребуется, то может вернуться в кратковременную память в таком виде, где при необходимости объединится с другими утверждениями.

Кстати, в этом случае кратковременная память, как правило, называется оперативной или рабочей памятью.
5 Информация из рабочей или долговременной памяти поступает к источнику запроса и трансформируется в действие. Сообщение приводит в действие исполнительные органы (мускулы), выполняется некое действие, которое снова может быть воспринято из окружающей среды органами чувств.

Для внешнего наблюдателя это действие - своеобразный индикатор. Если он ожидал его как правильную реакцию на заданный стимул, то увидев действие, он может быть уверен, что информация прошла все этапы внутри ученика. И ученик действительно чему-то научился.

Процесс контроля

Две важные структуры, которые мы ещё не рассмотрели на диаграмме – это процессы, которые активируют и корректируют поток информации в ходе обучения:
Название Описание
Ожидание Если у человека есть некие ожидания от процесса обучения, то он по-особому будет воспринимать окружающую обстановку, кодировать её в памяти и преобразовывать в действия.
Контроль процесса выполнения Контроль процесса выполнения управляет использованием когнитивных стратегий, которые, в свою очередь, влияют на то, с чем и как информация будет связана, как она будет уложена в памяти и как будет оттуда извлекаться.

Области обучения

Запоминание информации – это ещё не всё обучение. Ученые выделяют 5 различных областей или типов обучения, в которых ученик имеет возможность развиваться. Вот их краткое описание:
Название Описание
Интеллектуальные навыки Приёмы, которые позволяют человеку оперировать символами и понятиями окружающей среды. Можно выделить следующие навыки:
  • оперирование понятиями – их различение и объединение
  • оперирование правилами
  • навыки решения проблем
Когнитивные стратегии Приемы, при помощи которых ученик контролирует свой собственный процесс обучения
Вербальная информация Факты и знания о мире, которые хранятся в памяти
Отношение Внутренние состояния, которые влияют на принимаемые учеником решения
Моторные навыки Движения мышц, направленные на выполнение заданных действий
Области обучения взаимозависимы, так развитие интеллектуальных навыков всегда требуют работы с вербальной информацией, а изменение отношения – не только вербальной информации, но и интеллектуальных навыков, это справедливо и для моторных навыков.

Роль интеллектуальных навыков

Основная область обучения - это интеллектуальные навыки.
Содержание многих дисциплин можно представить как набор интеллектуальных навыков в виде идей, принципов и процессов. Поверх этого фундамента размещается и другой материал.
Изучение дисциплины в этом случае, мы можем представить как постепенное овладение правильным образом мыслей – мышлением в рамках тех законов и моделей, которые предлагает дисциплина. Причём, навыки в разных дисциплинах схожи, и, овладев навыком в одной из дисциплин, мы получаем возможность использовать его в других областях и ситуациях.


Напоминаю:
Основой для конспекта послужила одна из самых известных книг в этой области - Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна".
Следующая статья цикла