Базовые предположения о моделях проектирования обучения
Введение
Модели педагогического дизайна, которая подходила бы под все ситуации и контексты в природе не существует. Каждый педагогический дизайнер привносит что-то своё и всякий раз подстраивает модель разработки под конкретные условия.Но, всё же, есть несколько базовых предположений и универсальных шагов, которые лежат в основе подавляющего большинства моделей разработки. В этом разделе мы перечислим основные из них.
Цель обучения
Педагогический дизайн направлен на помощь учению, а не преподаванию. Поэтому процесс проектирования должен начинаться с постановки значимой для ученика цели.Цель обучения определяет, как будет выглядеть процесс обучения и из каких событий состоять.
Факторы, влияющие на обучение
Обучение – процесс сложный и на него влияет множество факторов. К примеру Джон Кэррол в своей модели школьного обучения (1963) выделяет следующие:- Настойчивость и упорство ученика
- Его склонности
- Время, отведённое на обучение
- Возможность ученика уделить достаточно времени на обучение
- Качество обучения
Постоянство принципов пед.дизайна
Принципы педагогического дизайна могут использоваться:- на разных уровнях проектирования -от проектирования отдельного занятия до проектирования плана обучения по дисциплине и
- как одним дизайнером, так и полноценной командой, включающей специалистов разного профиля но в каждом из этих случаев принципы остаются неизменными
Цикличность процесса разработки
Спроектировать с первого раза идеальную систему обучения невозможно. Её надо тестировать, дорабатывать, собираться обратную связь от учеников и дорабатывать снова.Подпроцессы разработки
Проектирование обучения включает в себя несколько подпроцессов, например, формирование целей обучения, проектирование учебных активностей, практики, оценки и обратной связи.Для каждой модели проектирование количество и содержание этих процессов различается.
Типы обучения
Разные типы целей обучения требуют разных подходов к обучению. Нет универсального способа учить всему.Универсальные шаги моделей разработки
Большинство моделей разработки используют в своей основе схожий набор и последовательность шагов проектирования. Условно говоря, для проектирования системы необходимо выполнить следующие действия:Шаг | Действие |
---|---|
1 | Определить цель обучения. На этом этапе решается, зачем вообще будет создаваться система, какие есть ресурсы и ограничения |
2 | Описать цель обучения таким образом, чтобы она могла стать нашей "путеводной звездой" при дальнейшем проектировании. То есть, чтобы каждую из составных частей курса мы в будущем могли соотнести с этой целью и понять, цели и задачи низших уровней. |
3 | Проанализировать цель и выделить основные этапы обучения. Для каждого из этапов мы формулируем собственную цель, которая бы вытекала из основной цели обучения и давала понять, каким образом она поддерживает её достижение. |
4 | Определить типы обучения, которым будет уделяться внимание в процессе обучения, и составить матрицу внешних и внутренних условий обучения для каждого из типов. Это позволит понять, где возможно возникновение кумулятивного эффекта от пересечения условий |
5 | Разбить отдельные занятия и курсы на учебные события и активности. На этом этапе стоит уделять особое внимание внешним условиям, характеристикам пользователей и технологиям, которые можно использовать в процессе обучения |
6 | Определить процедуры оценки знаний и навыков, полученных в ходе обучения |
7 | Разработать курсы, занятия и контрольные процедуры. На этом этапе надо уделять внимание тому, чтобы курсы и занятия оставались в рамках единой цели обучения. |
8 | Оценить эффективность обучения. Во-первых, следует искать недостатки и идеи, которые помогут исправить, дополнить или улучшить обучение (формирующая оценка), во-вторых, спустя некоторое время стоит ещё проверить остаточные знания учеников(суммирующая оценка). |
Напоминаю:
Основой для конспекта послужила одна из самых известных книг в этой области - Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна".
Предыдущая статья цикла Следующая статья цикла
Комментариев нет:
Отправить комментарий