вторник, 17 июля 2018 г.

Принципы педагогического дизайна. Глава 1. Введение. Часть 3. Некоторые принципы обучения

Некоторые принципы обучения

Введение

В этом разделе мы поговорим о том:
  • какие принципы воздействия на естественный процесс обучения ученика существуют
  • каким образом использовать эти правила в учебном процессе

Принципы обучения

Основной принцип обучения

Обучение будет эффективно только тогда, когда оно:
  • учитывает и поддерживает внутренние условия обучения и
  • учитывает социо-культурный контекст.


Мало того, нам вообще стоит рассматривать процесс обучения(преподавания) как особым образом выстроенную последовательность внешних событий, спроектированных с целью поддержки внутренних процессов.

Примечание: Помните, что обучение никогда не происходит в вакууме. Человек – существо социальное и он живёт в определённой среде, которая влияет на его установки и поведение, поэтому обязательно уделяйте внимание социо-культурному аспекту жизни ваших учеников

Принцип смежности


Принцип смежности говорит о том, что стимул и реакция должны неразрывно идти друг за другом.

Вспомните, как вы играете с малышами, вы сидите за книжкой с картинками и задаёте малышу вопрос, где на странице нарисована собака? Малыш тычет пальцем в собаку и вы утвердительно киваете или говорите: "Ну да, точно, а я-то найти не мог".

В этой ситуации ваш вопрос - это стимул, малыш тут же начинает искать собаку на картине и указывает на нёё - это реакция. Причём эта реакция следует сразу же за стимулом, что укрепляет в голове малыша связи между словом собака и образом собаки, вопросом и необходимостью ответа.

Сразу после реакции малыш получает обратную связь от вас в форме кивка или одобрения, что усиливает связь между стимулом и реакцией.

Принцип повторения


Принцип повторения говорит о том, что ситуация со стимулом и рекцией должна повторяться несколько раз, чтобы хорошенько закрепиться. Современные теории обучения часто ставят под сомнение необходимость повторения, утверждая, что не для всех ситуаций оно необходимо и что бездумное повторение никак не влияет на эффективность обучения.
Возможно, лучшим взглядом на повторение является рассмотрение его как практической процедуры, которая необходима для того, чтобы показать различные условия и ситуации обучения.

Принцип подкрепления


Исторически принцип подкрепления определялся следующим образом: Эффект обучения усиливается, когда проявление результатов обучения вызывает удовлетворение.

Подкрепление может быть внутренним и внешним по отношению к ученику. Если ученик сам удовлетворён своими результатами, то он испытывает внутреннее подкрепление, мы можем назвать такого ученика "само-мотивированным".

Социо-культурные принципы


Одним из важных открытий в теории обучения стал тот факт, что социальное окружение оказывает на учение не меньшее воздействие, чем качество обучения, учебные материалы и процесс обучения. С этого момента социо-культурным аспектам обучения стали уделять пристальное внимание и выделили следующие важные закономерности:
Название Описание
Обсуждение смысла. Учение - это социальный процесс конструирования смысла. Это положение приводит нас к необходимости анализировать контекст, в котором происходит обучение, и то, как ученики в процессе общения постепенно приходят к значению и содержанию того или иного материала.
На практике, положительный эффект от этого принципа получается за счёт правильного использования совместного, группового обучения.
Зависимость знаний от ситуации Знания приобретаюсь в определённом контексте, и этот контекст оказывает существенное влияние на возможность их последующего вспоминания и использования.
Контекст должен делать информацию понятной, имеющей смысл и значение для ученика или для общества.
Теория активности Теория активности говорит о том, что обучение - всегда результат активности. Согласно Brown, Collins and Duguid (1989) эффективнее всего обучение, которое происходит в ходе культурной деятельности - деятельности, направленной на развитие его способностей или на благо окружающих.

Применение принципов в учебном процессе


Если мы приложим принципы обучения к модели внутренних процессов и условий обучения, то получим, что для поощрения процесса учения требуется, условно, следующий набор и последовательность внешних учебных событий:
Шаг Описание
1 Стимуляция внимания к информации и объектам, которые должны восприниматься из окружающей среды. Мы должны быть уверены, что ученик обратил на них своё внимание
2 Ознакомление учеников с целями обучения, чтобы у них сложились подходящие ожидания
3 Работа с ранее изученным материалом. Это необходимо, чтобы в дальнейшем облегчить извлечение информации из долговременной памяти
4 Понятная и запоминающаяся подача нового материала. Необходима для управления избирательным восприятием
5 Руководство учением для правильного семантического кодирования
6 Навязывание практики. Необходимо, чтобы ученик умел работать с информацией, обращаться к ней и использовать, когда это необходимо
7 Демонстрация обратной связи о выполненных действиях
8 Оценка действий для формирования дополнительной и более конкретной обратной связи
9 Подбор таких вариантов практики, которые бы соответствовали будущим реальным рабочим потребностям
Напоминаю:
Основой для конспекта послужила одна из самых известных книг в этой области - Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна".

Предыдущая статья цикла Следующая статья цикла