Некоторые принципы обучения
Введение
В этом разделе мы поговорим о том:- какие принципы воздействия на естественный процесс обучения ученика существуют
- каким образом использовать эти правила в учебном процессе
Принципы обучения
Основной принцип обучения
Обучение будет эффективно только тогда, когда оно:- учитывает и поддерживает внутренние условия обучения и
- учитывает социо-культурный контекст.
Мало того, нам вообще стоит рассматривать процесс обучения(преподавания) как особым образом выстроенную последовательность внешних событий, спроектированных с целью поддержки внутренних процессов.
Примечание: Помните, что обучение никогда не происходит в вакууме. Человек – существо социальное и он живёт в определённой среде, которая влияет на его установки и поведение, поэтому обязательно уделяйте внимание социо-культурному аспекту жизни ваших учеников
Принцип смежности
Принцип смежности говорит о том, что стимул и реакция должны неразрывно идти друг за другом.
Вспомните, как вы играете с малышами, вы сидите за книжкой с картинками и задаёте малышу вопрос, где на странице нарисована собака? Малыш тычет пальцем в собаку и вы утвердительно киваете или говорите: "Ну да, точно, а я-то найти не мог".
В этой ситуации ваш вопрос - это стимул, малыш тут же начинает искать собаку на картине и указывает на нёё - это реакция. Причём эта реакция следует сразу же за стимулом, что укрепляет в голове малыша связи между словом собака и образом собаки, вопросом и необходимостью ответа.
Сразу после реакции малыш получает обратную связь от вас в форме кивка или одобрения, что усиливает связь между стимулом и реакцией.
Принцип повторения
Принцип повторения говорит о том, что ситуация со стимулом и рекцией должна повторяться несколько раз, чтобы хорошенько закрепиться. Современные теории обучения часто ставят под сомнение необходимость повторения, утверждая, что не для всех ситуаций оно необходимо и что бездумное повторение никак не влияет на эффективность обучения.
Возможно, лучшим взглядом на повторение является рассмотрение его как практической процедуры, которая необходима для того, чтобы показать различные условия и ситуации обучения.
Принцип подкрепления
Исторически принцип подкрепления определялся следующим образом: Эффект обучения усиливается, когда проявление результатов обучения вызывает удовлетворение.
Подкрепление может быть внутренним и внешним по отношению к ученику. Если ученик сам удовлетворён своими результатами, то он испытывает внутреннее подкрепление, мы можем назвать такого ученика "само-мотивированным".
Социо-культурные принципы
Одним из важных открытий в теории обучения стал тот факт, что социальное окружение оказывает на учение не меньшее воздействие, чем качество обучения, учебные материалы и процесс обучения. С этого момента социо-культурным аспектам обучения стали уделять пристальное внимание и выделили следующие важные закономерности:
Название | Описание |
---|---|
Обсуждение смысла. | Учение - это социальный процесс конструирования смысла. Это положение приводит нас к необходимости анализировать контекст, в котором происходит обучение, и то, как ученики в процессе общения постепенно приходят к значению и содержанию того или иного материала. На практике, положительный эффект от этого принципа получается за счёт правильного использования совместного, группового обучения. |
Зависимость знаний от ситуации | Знания приобретаюсь в определённом контексте, и этот контекст оказывает существенное влияние на возможность их последующего вспоминания и использования. Контекст должен делать информацию понятной, имеющей смысл и значение для ученика или для общества. |
Теория активности | Теория активности говорит о том, что обучение - всегда результат активности. Согласно Brown, Collins and Duguid (1989) эффективнее всего обучение, которое происходит в ходе культурной деятельности - деятельности, направленной на развитие его способностей или на благо окружающих. |
Применение принципов в учебном процессе
Если мы приложим принципы обучения к модели внутренних процессов и условий обучения, то получим, что для поощрения процесса учения требуется, условно, следующий набор и последовательность внешних учебных событий:
Шаг | Описание |
---|---|
1 | Стимуляция внимания к информации и объектам, которые должны восприниматься из окружающей среды. Мы должны быть уверены, что ученик обратил на них своё внимание |
2 | Ознакомление учеников с целями обучения, чтобы у них сложились подходящие ожидания |
3 | Работа с ранее изученным материалом. Это необходимо, чтобы в дальнейшем облегчить извлечение информации из долговременной памяти |
4 | Понятная и запоминающаяся подача нового материала. Необходима для управления избирательным восприятием |
5 | Руководство учением для правильного семантического кодирования |
6 | Навязывание практики. Необходимо, чтобы ученик умел работать с информацией, обращаться к ней и использовать, когда это необходимо |
7 | Демонстрация обратной связи о выполненных действиях |
8 | Оценка действий для формирования дополнительной и более конкретной обратной связи |
9 | Подбор таких вариантов практики, которые бы соответствовали будущим реальным рабочим потребностям |
Основой для конспекта послужила одна из самых известных книг в этой области - Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна".
Предыдущая статья цикла Следующая статья цикла
Комментариев нет:
Отправить комментарий