пятница, 8 апреля 2011 г.

Обучение технических специалистов. Что было вчера, что есть сегодня, что будет завтра… Часть 1

49 Ни для кого не секрет, что обучение в нашей стране на изломе. Одни бегут вровень, а кто-то и немного впереди паровоза, но значительная часть консервативно настроенных преподавателей, учителей, инструкторов и т.д. по прежнему держатся устаревших, “проверенных временем” подходов.

      Давайте рассмотрим те учебные материалы, по которым учили, учат и будут учить специалистов, от которых напрямую зависит будущее нашей промышленности.
      Бумажное прошлое
      Начнем рассмотрение вопроса с периода, непосредственно предшествовавшего эпохе всеобщей компьютеризации. 
      Стоит отметить, что учебные материалы, предназначенные для технических специалистов, непосредственно зависят от устройства оборудования, с которым им предстоит работать. Поэтому единственным источником получения достоверной и полной информации, на тот момент, являлась конструкторская документация
      Мало кто знает, что под конструкторской документацией понимается не только гора чертежей и спецификаций, но также и такие документы, как руководство по эксплуатации, ремонту, техническое описание изделия и некоторые другие, которые часто используются специалистами вместо учебников. 
      Само название “конструкторская документация” уже говорит о том, что разрабатывают ее отнюдь не педагоги и методисты, а самые обыкновенные инженеры-конструкторы, мало понимающие в технологиях обучения, зато отлично разбирающиеся в устройстве своей продукции и принципах ее проектирования.
      Соответствующим было и содержание учебных материалов. Они были написаны сухим языком, с большим количеством технических терминов, разбавленные не всегда четкими и простыми чертежами, зачастую, сплошь утыканными выносными линиями с позициями, обозначениями и прочими чертежными элементами. Думаю, не стоит пояснять, почему они были чрезвычайно сложны в пониманииТехнари писали для технарей, а не “простых смертных” пользователей. 
      Для повышения наглядности материала разрабатывались учебные плакаты, разрезные макеты, стенды, но такие наглядные пособия были не всем доступны по ряду причин: для отдельной продукции их не создавалось в принципе, для других видов их было “кот наплакал”, – в общем на всех нехватало. Преподаватель попадал в сложную ситуация – из того, что было под руками и в непосредственной близости ему необходимо подготовить качественный методический материал для обучения. 
      Кроме того, техническая документация, пособия и учебники имели другие значительные недостатки:
      • поиск нужной информации мог занять достаточно много времени. Информация была разбросана по разным книгам, которые к тому же не всегда имелись в наличии. Соответственно, никакой навигации, кроме содержания и предметного указателя, в книгах не было и быть не могло;
      • минимальная мобильность. Всю необходимую информацию невозможно было всегда иметь при себе. Иногда выходом становился опорный конспект, однако он, как правило, содержал лишь основную информацию, а этого, зачастую, оказывалось мало;
      • возможность потери данных, вследствие объективных причин. Бумага легко портиться и быстро стареет.
      Несмотря на все эти недостатки, использование бумажной технической документации в качестве учебных материалов являлось зачастую единственной опорой обучаемого и преподавателя и было распространено повсеместно. 
      Несмотря на всевозможные альтернативы, появившиеся с развитием информационных технологий, такие материалы до сих пор активно используются учебными заведениями нашей страны.