Много уже было сказано о возможностях и преимуществах игрофикации. В этом разделе речь пойдет об основных доводах против нее.
Первый и самый веский довод - сомнения в эффективности игрофикации, в ее способности решать поставленные задачи. На что делается упор:
- На сегодняшний момент очень мало исследований, подтверждающих эффективность игрофикации;
- Часто применение игровых элементов не только не помогает, но и вредит, приводя к уменьшению вовлеченности пользователей и снижению их числа.
И этот довод верен, но только от части. Дело в том, что в основе таких высказываний лежит опыт общения с непродуманными, поверхностными системами. Такие системы, как правило, не содержат каких-либо сложных игровых механик, а ограничиваются счетчиками очков, наградами, значками и списком лидеров. Да, такие системы, действительно, малоэффективны. Для них даже придумали особенное название - "пойнтофикация" (от point - очки, баллы).
Для того, чтобы Ваша система не стала пойнтофикацией, должны соблюдаться следующие требования:
- Игрофикация, в отличие от пойнтофикации, подразумевает под собой использование полноценных игровых механик, а не только поверхностных элементов, вроде счетчика очков;
- Неправильное использование наград и поощрений может привести к снижению интереса к системе, поэтому в этом вопросе надо быть очень осторожным;
- Для решения разных задач, требуются разные инструменты. Где-то более подходящим будет игра, где-то игрофикация. У каждого инструмента есть свои особенности, надо помнить, что игрофикация используется для решения не-игровых задач, и основывается на принципах психологии, социологии, бизнеса и т.д.;
- Избегайте решений, основной целью которых является развлечение. Игрофикация служит для решения более важных задач.
Следующий важный довод "против" звучит так: Игрофикация - это средство манипуляции. Средство обмана людей, призванное, во-первых, помочь компаниям избежать затрат, подсунув сотрудникам вместо денежных компенсаций и премий виртуальные значки и прочую дребедень. Во-вторых, это инструмент тотального контроля и слежки: Что делает сотрудник? Как он это делает? и т.д. Довод, безусловно, имеет под собой веские основания и примеры, но и один существенный недостаток.
Дело в том, что манипуляция и слежка - это проблемы, связанные с неправильным использованием игрофикации, а не с игрофикацией как таковой. Аналогично кухонному ножу - можно нарезать овощи для салата, а можно и поранить кого-то. Все зависит от того, в чьих руках он окажется.
И именно поэтому один из этапов проектирования – анализ целевой аудитории: их потребностей и желаний. Надо ответить на вопрос: какую пользу им принесет игрофикация?
Важный момент, который всегда нужно держать в голове при проектировании - пользователи системы - люди, у них свои желания и ход мыслей. Именно поэтому, даже самый опытный гейм-дизайнер не сможет со 100% уверенность сказать, как поведет себя тот или иной пользователь. А среди пользователей встречается очень интересная категория людей - читеры (от cheat - обман, уловка), люди, которые, найдя лазейку в игре, используют ее для достижения собственных целей.
Что плохого в читерстве? Прежде всего то, что играя не по правилам, они подрывают мотивацию остальных игроков. Но с другой стороны читерство может быть полезно, так как это проявление творческого и нестандартного подхода к игре. Поэтому при создании игрофицированного решения постарайтесь сделать так, чтобы читерство не могло нанести существенного урона, а, во-вторых, если есть возможность, то используйте его, направив в нужное русло.
Области, в которых могут возникнуть конфликты с законом:
- Личные данные. Игрофикация позволяет собирать очень подробные и многочисленные сведения о пользователях. Как правило, они используются для разного рода аналитики. Но надо помнить, что эти же сведения могут нанести вред пользователю, если попадут в плохие руки. Поэтому вопросу защиты личных данных нужно уделять соответствующее внимание;
- Трудовое законодательство. Внедряя игрофицированные системы в организациях обращайте внимание, чтобы они не нарушали права сотрудников, а также не противоречили корпоративным нормам;
- "Черный" маркетинг и нечестная конкуренция. Не стоит пользоваться запрещенными приемами: антирекламой конкурирующей продукции, принуждением покупателей к покупке с помощью методов бихейвиоризма или 25-го кадра. Это не только нарушает закон, но и, как говорил Стив Джобс: "С кармой шутить не стоит".
- Интеллектуальная собственность. Особенно важно уделять внимание этому пункту, если вы планируете работать с инновациями;
- Собственность на виртуальные товары. Новое направление в праве, связанное с тем, что оборот виртуальных товаров увеличивается год от года, и уже появилась необходимость защищать их от виртуальных воров.
Области, деятельность в которых жестко регулируется общественными институтами.
- Привлечение денег. Спорный момент в этой области - скрытая реклама. Как определить рекламируется ли продукт за деньги или это искренний отзыв восхищенного покупателя? Соответственно, как определить с кого взыскать налоги? Не думаю, что в России существует какой-то механизм это отслеживающий, но в голове держать все же надо;
- Банковские операции, а именно:
а) ведение учета платежей;
б) резервные требования - сумма, которая должна содержаться в надежных активах, в качестве подтверждения финансовой состоятельности (экономисты, поправьте, если я не прав!);
в) операции с валютой;
г) механизмы против мошенничества;
д) отмывание денег;
е) защита потребителя;
ж) налоги и бухгалтерский учет.
- Азартные игры. Если Ваша система позволяет что-либо выиграть, то внимательно изучайте законодательство в разрезе азартных игр. Как правило, основное отличие азартной игры от обычной в том, что азартная игра завязана на удачу, или на вероятности, но очень мало имеет связей с достижениями, развитием личности и т.д.;
Комментариев нет:
Отправить комментарий