вторник, 14 августа 2018 г.

Принципы педагогического дизайна. Глава 2. Проектирование систем обучения. Часть 2. Этап анализа


Проектирование систем обучения. Часть 2. Этап анализа

Продолжаем конспектировать книгу Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна" На этот раз речь пойдёт о этапе анализа цикла ADDIE

Назначение этапа

На этапе анализа педагогический дизайнер собирает всю необходимую информацию для принятия решений на этапе проектирования. А именно, сведения о:
  • цели обучения
  • учениках и их потребностях
  • бюджете проекта
  • сроках и
  • ресурсах, которые есть в его распоряжении


Выявление проблем, решаемых при помощи обучения

В процессе анализа важно получить ответ на вопрос: «В чём заключается проблема, которую пытаются решить при помощи обучения?» И действительно ли эту проблему можно решить при помощи обучения?

Проблема может заключаться не в знаниях и навыках учеников, а, например, в проблемах с оборудованием или бизнес-процессами. В этом случае обучение не в состоянии исправить ситуацию

Этап анализа позаимствовал очень много из общего подхода к оценке потребностей. Kaufmann(1996) и Rossett(1988) определяли потребность как различие между желаемым и текущим состоянием дел или, иначе, как разницу в результатах.

Чтобы определить желаемый результат обучения, педагогическому дизайнеру следует задать себе вопрос: «Что ученик должен ДЕЛАТЬ после завершения курса?».

Вопросы для определения потребности

Чтобы понять, какую потребность пытаются удовлетворить при помощи обучения воспользоваться следующими вопросами:
  • Какова цель данного курса в общем учебном процессе? Это курс общеобразовательный или по конкретной специальности? Каким образом это скажется на типах учебных активностей и оценке?
  • Насколько важен этот курс для профессиональной деятельности? Какие задачи в профессиональной деятельности потребуют знаний и навыков, сформированных в ходе этого курса? Ответы на эти вопросы могут существенно повлиять на мотивацию ученика в изучении курса
  • Какие социальные проблемы затрагивает этот курс? Важно ли затрагивать такие темы как мультикультурализм, справедливость, равенство и пр.?
  • Как этот курс может повлиять на личное развитие учеников? Может ли он сделать их лучше? И, если да, то как?
  • Зависят ли другие курсы от результатов этого? Потребуются ли приобретаемые знания и навыки ученика в дальнейшей учёбе? Что нужно предусмотреть в курсе, чтобы подготовить ученика к следующим курсам?
  • Сколько времени есть на разработку курса? Есть ли для этого все необходимые материалы?
  • Какие типы учебных активностей могут усилить связь теории и реальной практики?


Вопросы для определения когнитивных, эмоциональных и двигательных целей

После определения потребностей проводится анализ, цель которого – определить когнитивные эмоциональные и двигательные цели курса. Для этого используются следующие вопросы:
  • Какие знания, навыки и отношение должен вынести ученик из курса? Очень важно формулировать ответ на этот вопрос в терминах действия, то есть описать, что ученик должен ДЕЛАТЬ после завершения курса. Термины вроде «понимать» или «знать» в данном случае использовать нельзя
  • Есть ли формализованные стандарты и ожидания, которым должен соответствовать курс? Планирует ли ученик после курса сдать определённый вид экзамена или пройти стандартизованный тест? Может быть он планирует выполнить профессиональный стандарт? Какие знания и навыки, полученные в этом курсе будут необходимы для последующих курсов?
  • Важным этапом является классификация задач. (Существует несколько разных классификаций: Bloom, 1956; Gagne, 1985; Merrill, 1994). Классификация задач позволяет:
    • определить недостающие задачи обучения
    • определить наиболее подходящие для каждой задачи условия обучения


Вопросы для определения начальных навыков и мотивации учеников

Определите начальные навыки учеников и их мотивационные характеристики:
  • Учеников с какими исходными навыками вы ожидаете видеть в начале курса? Начальные навыки студентов - показатель, который наиболее точно может предсказать их результаты. Большое количество студентов не достигают цели обучения именно в следствие отсутствия у них необходимых начальных навыков.
  • Что мотивирует этих студентов? Каковы их потребности? Найти ответы на эти вопросы может помочь ARCS модель Джона Келлера


Вопросы для определения условий и ограничений

Поймите, сколько времени у вас есть, что за это время можно реально сделать, с какими ресурсами и ограничениями придётся работать:
  • Какие ресурсы вам нужны для проведения курса? Требует ли курс специализированного оборудования или опыта? Курс очный или дистанционный? Если дистанционный, то какая поддержка может потребоваться ученикам? Можно ли достичь целей курса, используя более дешевые ресурсы? И если да, то как избежать трудностей переноса в дальнейшем?
  • Что реально могут изучить студенты за отведённое им время? Как наиболее рационально использовать это время?


Предыдущая статья цикла Следующая статья цикла

Комментариев нет:

Отправить комментарий