Продолжаем конспектировать книгу Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна" На этот раз речь пойдёт о этапе проектирования цикла ADDIE
Назначение этапа
На этапе проектирования разрабатывается подробное техническое задание для разработчиков учебных материалов.Если в команде проекта есть разработчики, или сам дизайнер обладает необходимыми навыками, то параллельно с проектированием системы могут разрабатываться и её прототипы, необходимые для согласования деталей и формирования общего видения результата.
Процесс проектирования
Описание действий этапа проектирования проектирования:Название | Описание |
---|---|
Сформулируйте главные цели курса | Вопрос, на который надо ответить на этом этапе: «Что студенты ожидают получить от курса? Что они смогут делать и чего раньше делать не могли?» Как правило цели, полученные на этом шаге можно отнести к одной из четырёх категорий областей обучения:
|
Определите:
|
Цель каждой части или темы курса должна гармонично вписываться в общую цель курса, а времени достаточно для выработки нужных навыков. Частая ошибка на этом этапе – попытка охватить слишком много материала. При этом, как правило, приходится пожертвовать временем на практические занятия. В результате мы получаем поверхностные знания и навыки, вместо качественно отработанных. |
Детализируйте основные цели каждой части курса | Вы можете детализировать содержание каждой части курса, составив список понятий, принципов или правил, которые будете рассматривать или определив типы учебных проблем, с которыми ученики будут работать. Тут же желательно уточнить, какие области обучения затрагиваются. Это необходимый шаг для перехода к планированию последовательности обучения, которая во многом зависит именно от областей обучения. Так или иначе, вы придёте к списку желаемых результатов, которые будут взаимосвязаны между собой – плана вашего курса. Такие наброски удобно представлять при помощи специального инструмента – карты обучения (ICM – Instructional curriculum map). Карта обучения позволяет наглядно представить взаимосвязи между частями курса, увидеть пробелы и недостатки структуры курса. |
Разбейте части курса(темы) на отдельные занятия и учебные активности | На этом шаге мы должны разработать план занятия – список учебных активностей, которые будут иметь место в процессе обучения, а именно:
|
Детализируйте описание занятий и учебных активностей | Описывая учебные активности сосредоточьтесь на:
Не обязательно использовать все учебные события в рамках одного занятия – часть из них ученики используют самостоятельно и не всегда осознанно. |
Подробно опишите процедуру оценки новых знаний и навыков | При описании оценочных процедур помните, что они напрямую зависят от целей обучения, поставленных перед курсом, ведь они должны проверять их достижение. Выделяют 2 типа оценки:
|
Список внешних учебных событий
Название | Назначение |
---|---|
Привлечение внимания и мотивация | Задаёт направление обучению, направляет внимание ученика на важные для обучения задачи |
Ознакомление с целями обучения | Формирует ожидания от обучения |
Актуализация уже имеющихся или связанных с темой обучения знаний и опыта | Обеспечивает связь между тем, что ученик уже знает и новой информацией |
Демонстрация нового материала | Представление новой информации, процедур, процессов и задач, которые ученик должен изучить |
Руководство учением | Дополняет учебный материал. Может принимать форму примеров, историй, описаний, диалогов и т.д. Основное назначение – сделать материал более запоминающимся, упростить построение связей с материалом в мозгу |
Практические задания | «Вытягивание» ответов у ученика. Должно требовать от ученика самостоятельно восстановить новый учебный материал в значимом контексте. Основная задача вовсе не оценка знаний, а выявление недопониманий и пробелов в знаниях |
Обратная связь | Предоставление ученику информации, отражающей уровень его понимания предмета |
Оценка деятельности | Контроль и оценка степени овладения знаниями и навыками |
Сохранение и перенос полученных знаний на практику | Упрочнение полученных знаний и навыков за счёт практики через некоторые промежутки времени. Адаптация знаний и навыков к различным реальным ситуациям |
Предыдущая статья цикла
Комментариев нет:
Отправить комментарий