вторник, 28 августа 2018 г.

Принципы педагогического дизайна. Глава 2. Проектирование систем обучения. Часть 3. Этап проектирования


Продолжаем конспектировать книгу Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна" На этот раз речь пойдёт о этапе проектирования цикла ADDIE

Назначение этапа

На этапе проектирования разрабатывается подробное техническое задание для разработчиков учебных материалов.

Если в команде проекта есть разработчики, или сам дизайнер обладает необходимыми навыками, то параллельно с проектированием системы могут разрабатываться и её прототипы, необходимые для согласования деталей и формирования общего видения результата.

Процесс проектирования

Описание действий этапа проектирования проектирования:
Название Описание
Сформулируйте главные цели курса Вопрос, на который надо ответить на этом этапе: «Что студенты ожидают получить от курса? Что они смогут делать и чего раньше делать не могли?»

Как правило цели, полученные на этом шаге можно отнести к одной из четырёх категорий областей обучения:
  • Интеллектуальные навыки
  • Когнитивные стратегии
  • Отношение
  • Двигательные навыки
Определите:
  • основные части или темы курса,
  • основную цель каждой из них и
  • время, отводимое на каждую из частей
Цель каждой части или темы курса должна гармонично вписываться в общую цель курса, а времени достаточно для выработки нужных навыков.

Частая ошибка на этом этапе – попытка охватить слишком много материала. При этом, как правило, приходится пожертвовать временем на практические занятия. В результате мы получаем поверхностные знания и навыки, вместо качественно отработанных.
Детализируйте основные цели каждой части курса Вы можете детализировать содержание каждой части курса, составив список понятий, принципов или правил, которые будете рассматривать или определив типы учебных проблем, с которыми ученики будут работать.

Тут же желательно уточнить, какие области обучения затрагиваются. Это необходимый шаг для перехода к планированию последовательности обучения, которая во многом зависит именно от областей обучения.

Так или иначе, вы придёте к списку желаемых результатов, которые будут взаимосвязаны между собой – плана вашего курса. Такие наброски удобно представлять при помощи специального инструмента – карты обучения (ICM – Instructional curriculum map).

Карта обучения позволяет наглядно представить взаимосвязи между частями курса, увидеть пробелы и недостатки структуры курса.

Разбейте части курса(темы) на отдельные занятия и учебные активности На этом шаге мы должны разработать план занятия – список учебных активностей, которые будут иметь место в процессе обучения, а именно:
  • внеклассная деятельность
  • описание действий преподавателя
  • описание действий ученика
Мы ещё подробно коснёмся темы построения учебного занятия и учебных активностей. Сейчас же достаточно уточнить, что для планирования занятия, как и для детализации отдельных тем курса можно использовать карту обучения.
Детализируйте описание занятий и учебных активностей Описывая учебные активности сосредоточьтесь на:
  • внешних условиях обучения, которые могут принести наибольший эффект
  • характеристиках учеников, которые влияют на внутренние условия обучения
  • видах медиа и способах их доставки
На этом шаге вам может сильно помочь список внешних учебных событий (Gagne, Briggs, 1997)(приведён ниже).

Не обязательно использовать все учебные события в рамках одного занятия – часть из них ученики используют самостоятельно и не всегда осознанно.
Подробно опишите процедуру оценки новых знаний и навыков При описании оценочных процедур помните, что они напрямую зависят от целей обучения, поставленных перед курсом, ведь они должны проверять их достижение.

Выделяют 2 типа оценки:
  • нормативная, оценивающая достижения ученика относительно других членов учебной группы. Например, на занятиях по физкультуре первые трое пробежавших дистанцию получают оценку «отлично», 5 следующих – «хорошо» и т.д.
  • оценка по критериям, в которой каждый ученик получает свою собственную оценку вне зависимости от успехов других. Например, при сдаче бега на 3 километра, все, кто уложился в 12 минут получают оценку «отлично», в 12.30 – «хорошо» и т.д.


Список внешних учебных событий

Название Назначение
Привлечение внимания и мотивация Задаёт направление обучению, направляет внимание ученика на важные для обучения задачи
Ознакомление с целями обучения Формирует ожидания от обучения
Актуализация уже имеющихся или связанных с темой обучения знаний и опыта Обеспечивает связь между тем, что ученик уже знает и новой информацией
Демонстрация нового материала Представление новой информации, процедур, процессов и задач, которые ученик должен изучить
Руководство учением Дополняет учебный материал. Может принимать форму примеров, историй, описаний, диалогов и т.д. Основное назначение – сделать материал более запоминающимся, упростить построение связей с материалом в мозгу
Практические задания «Вытягивание» ответов у ученика. Должно требовать от ученика самостоятельно восстановить новый учебный материал в значимом контексте.

Основная задача вовсе не оценка знаний, а выявление недопониманий и пробелов в знаниях
Обратная связь Предоставление ученику информации, отражающей уровень его понимания предмета
Оценка деятельности Контроль и оценка степени овладения знаниями и навыками
Сохранение и перенос полученных знаний на практику Упрочнение полученных знаний и навыков за счёт практики через некоторые промежутки времени. Адаптация знаний и навыков к различным реальным ситуациям


Предыдущая статья цикла

Комментариев нет:

Отправить комментарий