вторник, 7 августа 2018 г.

Принципы педагогического дизайна. Глава 2. Проектирование систем обучения. Часть 1. Обзор


Проектирование систем обучения. Часть 1. Обзор

Продолжаем конспектировать книгу Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна" На этот раз речь пойдёт о процессе проектирования систем обучения

Система обучения

Система обучения - это совокупность ресурсов и процедур, которые используются для обучения

Системы обучения очень различны и по форме, и по масштабам – от электронного курса до целого университета. Всё это можно считать системами обучения.

Проектирование систем обучения

Процесс проектирования систем обучения (ISD – Instructional systems design) включает в себя положения:
  • Общей теории систем
  • Методологии решения проблем
  • Принципы учения и обучения
Его основная задача – перейти от проектирования «по наитию» к систематическому и управляемому процессу.

Процесс проектирования используется при проектировании любых обучающих систем: от отдельных электронных курсов до систем обучения крупных корпораций и государств. На макро-уровне ISD используется, например, в Индонезии для публичных школ и университетов, в IBM, NASA и SAMSUNG.

Схема ADDIE

ADDIE модель

Большинство современных моделей проектирования систем обучения включают в себя одни и те же принципы, но сильно различаются в количестве этапов, их организации и представлении.

Как правило, за основу берётся ADDIE – модель разработки, включающая 5 основных этапов:
  • A – analysis - анализ
  • D – design - проектирование
  • D – development - разработка
  • I – implementation - внедрение
  • E – evaluation – оценка
Эти этапы не обязательно должны следовать один за другим в линейном порядке, они могут и циклически повторяться.

Краткое содержание этапа «Анализ»

На этапе анализа выполните следующие действия:
Шаг Действие
1 Прежде всего, определите потребности, которые планируете удовлетворить при помощи обучения
2 Определите когнитивные и моторные навыки и эмоции, которыми должны обладать ученики после курса
3 Определите, какими исходными навыками обладают ученики, и как они могут повлиять на процесс обучения
4 Уточните, сколько времени у вас есть, и что вы можете успеть за это время. Некоторые авторы предлагают провести также контекстный и ресурсный анализы


Более подробно об этапе "Анализ" - в отдельной статье

Краткое содержание этапа «Проектирование»

На этапе проектирования выполните следующие действия:
Шаг Действие
1 Сформулируйте цель курса в терминах действия и основные задачи курса
2 Определите темы разделов курса и время, которое потребуется на их изучение
3 Выстройте разделы так, чтобы они приводили к достижению основной цели курса
4 Дополните описание разделов, указав для каждого из них цели обучения
5 Укажите занятия и учебные активности для каждого раздела
6 Разработайте процедуры оценки пройденного материала


Краткое содержание этапа «Разработка»

На этапе разработки выполните следующие действия:
Шаг Действие
1 Создайте детальный план учебных активностей и материалов
2 Подготовьте черновики материалов и описания активностей
3 Тщательно проверьте материалы и активности с представителями целевой аудитории
4 По результатам проверки внесите изменения и дополните материалы
5 Подготовьте вспомогательный материал и руководства для преподавателей


Краткое содержание этапа «Внедрение»

На этапе внедрения выполните следующие действия:
Шаг Действие
1 Выдайте материал преподавателям и ученикам
2 Обеспечьте помощь и поддержку в ходе его изучения


Краткое содержание этапа «Оценка»

На этапе оценки выполните следующие действия:
Шаг Действие
1 Оцените результаты студентов
2 Оцените программу обучения
3 Проведите мероприятия по обслуживанию и улучшению курса


Предыдущая статья цикла Следующая статья цикла