Проектирование систем обучения. Часть 1. Обзор
Продолжаем конспектировать книгу Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна" На этот раз речь пойдёт о процессе проектирования систем обученияСистема обучения
Система обучения - это совокупность ресурсов и процедур, которые используются для обученияСистемы обучения очень различны и по форме, и по масштабам – от электронного курса до целого университета. Всё это можно считать системами обучения.
Проектирование систем обучения
Процесс проектирования систем обучения (ISD – Instructional systems design) включает в себя положения:- Общей теории систем
- Методологии решения проблем
- Принципы учения и обучения
Процесс проектирования используется при проектировании любых обучающих систем: от отдельных электронных курсов до систем обучения крупных корпораций и государств. На макро-уровне ISD используется, например, в Индонезии для публичных школ и университетов, в IBM, NASA и SAMSUNG.
Схема ADDIE

ADDIE модель
Большинство современных моделей проектирования систем обучения включают в себя одни и те же принципы, но сильно различаются в количестве этапов, их организации и представлении.Как правило, за основу берётся ADDIE – модель разработки, включающая 5 основных этапов:
- A – analysis - анализ
- D – design - проектирование
- D – development - разработка
- I – implementation - внедрение
- E – evaluation – оценка
Краткое содержание этапа «Анализ»
На этапе анализа выполните следующие действия:Шаг | Действие |
---|---|
1 | Прежде всего, определите потребности, которые планируете удовлетворить при помощи обучения |
2 | Определите когнитивные и моторные навыки и эмоции, которыми должны обладать ученики после курса |
3 | Определите, какими исходными навыками обладают ученики, и как они могут повлиять на процесс обучения |
4 | Уточните, сколько времени у вас есть, и что вы можете успеть за это время. Некоторые авторы предлагают провести также контекстный и ресурсный анализы |
Более подробно об этапе "Анализ" - в отдельной статье
Краткое содержание этапа «Проектирование»
На этапе проектирования выполните следующие действия:Шаг | Действие |
---|---|
1 | Сформулируйте цель курса в терминах действия и основные задачи курса |
2 | Определите темы разделов курса и время, которое потребуется на их изучение |
3 | Выстройте разделы так, чтобы они приводили к достижению основной цели курса |
4 | Дополните описание разделов, указав для каждого из них цели обучения |
5 | Укажите занятия и учебные активности для каждого раздела |
6 | Разработайте процедуры оценки пройденного материала |
Подробнее об этапе Проектирования в отдельной статье
Краткое содержание этапа «Разработка»
На этапе разработки выполните следующие действия:Шаг | Действие |
---|---|
1 | Создайте детальный план учебных активностей и материалов |
2 | Подготовьте черновики материалов и описания активностей |
3 | Тщательно проверьте материалы и активности с представителями целевой аудитории |
4 | По результатам проверки внесите изменения и дополните материалы |
5 | Подготовьте вспомогательный материал и руководства для преподавателей |
Подробнее об этапе Разработки в отдельной статье
Краткое содержание этапа «Внедрение»
На этапе внедрения выполните следующие действия:Шаг | Действие |
---|---|
1 | Выдайте материал преподавателям и ученикам |
2 | Обеспечьте помощь и поддержку в ходе его изучения |
Краткое содержание этапа «Оценка»
На этапе оценки выполните следующие действия:Шаг | Действие |
---|---|
1 | Оцените результаты студентов |
2 | Оцените программу обучения |
3 | Проведите мероприятия по обслуживанию и улучшению курса |
Предыдущая статья цикла Следующая статья цикла
Комментариев нет:
Отправить комментарий