вторник, 29 января 2013 г.

Книга Designing Successful E-learning. Часть 2. Этап, предшествующий обучению



Этот этап очень часто игнорируют, а зря — за счет правильной организации мероприятий есть возможность существенно повысить эффективность всего курса. Для этого следует:

  • в доступной и понятной форме объяснить сотрудникам, какие преимущества даст им обучение;
  • дать им возможность самостоятельно оценить свое текущее состояние и возможности, объяснить каким образом на них повлияет изменение поведения;
  • установить связь с сотрудниками, которые ранее проходили подобное обучение, предоставить возможность обучаемым пообщаться с ними по поводу плюсов, минусов и результатов обучения;
  • подтолкнуть сотрудника к публичным обещаниям;
  • предоставить всевозможную помощь для преодоления первых стадий изменения поведения.

Как вы понимаете, такие мероприятия не под силу программному продукту, к их выполнению должны быть привлечены непосредственные руководители сотрудников, HR и т.д. Решить вопрос обучения малыми силами не получится.

 

Еще немного теории

 

Почему же этот этап так важен. Как мы говорили ранее, процесс изменения поведения — это нарушение укоренившихся в сознании шаблонов. Исследования показали, что при этом мозг испытывает значительные нагрузки, которые, соответственно, требуют значительных затрат энергии. Интенсивные нагрузки очень быстро перегружают префронтальную кору головного мозга, которая в свою очередь задействует миндалевидное тело, чья активность, помимо прочего, вызывает у человека чувство страха и раздражения. За счет этого механизма, мозг пытается вернуться в свое нормальное состояние — снизить потребление энергии и немного остыть.

 

Подобное физиологическое противодействие — существенное препятствие, но есть несколько способов, которые могут помочь его преодолеть, побороть чувство страха и внутреннего сопротивления. Для этого в первую очередь обучающимся необходима поддержка со стороны. Снова обратимся к теории избавления от вредных привычек.

Для преодоления первых стадий предлагаются следующие техники:

  1. Достижение понимания. Первоочередная задача — это добиться от сотрудника осознания им самим важности изменения поведения и своей ответственности;
  2. Снижение социального давления. Следуют создать такую атмосферу в коллективе, которая не только не противодействует изменениям, а даже поощряет их;
  3. Поощрение самостоятельной оценки сотрудниками собственных возможностей. Помочь сотрудникам взглянуть на свои перспективы, сравнить их нынешнее состояние с тем, что они могут получить, достигнув новых высот;
  4. Вовлечение эмоций. Мотивировать сотрудников и развивать в них самомотивацию, за счет демонстрации выгод от собственного развития;
  5. Воспитание ответственности. Помочь сотрудникам понять собственную ответственность за личностное развитие.

Подробнее разберем каждую из техник применительно к обучению

 


1. Достижение понимания

Для того, чтобы человек понял всю важность и притягательность личного и профессионального роста, он, прежде всего, должен понять, каков результат его нынешнего поведения. На данном этапе, человек может вообще не осознавать, что его поведение у кого-то вызывает недовольство или создает какую-то проблему. Он также может полностью отрицать свою ответственность. Поэтому, для начала, следует обратить его внимание на текущие результаты его деятельности и поведения, а затем дать ему возможность подумать, может ли изменение его поведения благотворно сказаться на его деятельности. При этом не следует принуждать человека или доказывать ему что-то в агрессивной форме — это приведет к полностью противоположному результату.

 

Для вовлечения сотрудников в процесс, M.Allen предлагает организовать целую рекламную компанию для курса внутри организации. Основные моменты, на которые следует обратить внимание:

  1. Броский и цепляющий заголовок.
  2. Мотивирующий девиз и описание. Желательно, чтобы в создании девиза и описания принимало участие большое количество персонала. Проведите опрос на данную тему, учтите пожелания сотрудников;
  3. Распространение описания уч. программы (Маркетинг). Используйте все возможные инструменты для того, чтобы разрекламировать обучение, донести основные положения и выгоды до максимально большой аудитории. Для этого могут использоваться плакаты и рекламные буклеты, страничка в социальной или корпоративной сети и т.д. Постоянно освежайте информацию — публикуйте достижения сотрудников, связанные с обучением, интервью прошедших обучение ранее, ведите учет текущих результатов в общедоступных местах и т.д.



2. Снижение давления со стороны коллектива

Очень часто изменению поведения противостоит коллектив. Человек может чувствовать себя заложником сложившихся в коллективе представлений о нем, или собственных мыслей о том, что думают о нем окружающие. Поэтому изменение поведения всегда ведет к появлению некоторого дискомфорта, даже если новые качества и навыки сулят значительные преимущества. Снизить противодействие изменениям в коллективе очень непросто, но необходимо. Это в первую очередь задача руководства компании и непосредственных руководителей обучающихся. Располагает к обучению и развитию атмосфера, в которой сотрудники могут открыто гордиться своими достижениями и поощрять других, в которой неудачи принимаются адекватно, а каждый сотрудник понимает, что ему есть куда расти.

 

Один из путей снижения давления — групповая дискуссия о преимуществах обучения и развития, другой — поощрение неформального обучения. Несколько идей:

  1. Периодические беседы, на которых обсуждаются произошедшие изменения и их результаты, а также задачи на перспективу;
  2. Учет изменений и результатов на страничке в социальной или корпоративной сети. Вовлечение сотрудников в обсуждение;
  3. Поощрение вопросов от сотрудников по поводу обучения, новых возможностей и полученного эффекта;
  4. Выделение времени под неформальное обучение. Организация кружков, чатов как в реале, так и в сети;
  5. Обеспечение общения с экспертами или сотрудниками успешно использующими новые техники.


3. Поощрение самооценки

Обязательное условие любого изменения — готовность к нему человека. При этом, человек должен самостоятельно придти к этому решению. Жесткое указание или приказ тут не помогут — они вызовут лишь ответную реакцию неприятия, рекомендуется плавно подвести сотрудника к осознанию необходимости изменений. Для этого, ему следует обдумать и честно ответить на следующие вопросы:

  • Как он чувствует себя в текущих условиях?
  • Считает ли он, что его навыки и умения следует развивать?
  • Как он предполагает, что произойдет и как изменится его жизнь после развития соответствующих навыков и умений?

Один из возможных способов реализации — открытый электронный курс, который позволит сотрудникам самостоятельно ответить на эти вопросы, взглянуть на ситуацию под другим углом. Содержание курса должно быть максимально привязано к реальной жизни и проблемам, с которыми периодически сталкиваются сотрудники. А приводимые аргументы должны быть настолько убедительны, что позволят сотрудникам преодолеть свою оборонительную позицию в конкретном вопросе. В заключении курса следует вынести вердикт относительно знаний и навыков сотрудника — зачастую, они даже не подозревают, что настолько мало знают\умеют. Если получены низкие результаты и есть возможность их исправить так, чтобы никто ни о чем не догадался — будьте уверены, они поступят именно так.

 

4. Вовлечение эмоций

Эмоции способны значительно упростить путь к достижению цели, иногда оказывая даже больший мотивирующий эффект, чем логические умозаключения. Для усиления эмоций можно воспользоваться следующими способами:

  1. Создание нескольких соперничающих команд;
  2. Игра по ролям. Придумайте интересную ситуацию и раздайте участникам роли, которые они будут выполнять;
  3. Создание мультимедиа презентации. Используйте возможности музыки, анимации и интересные истории для того, чтобы повлиять на отношение сотрудников к обучению;
  4. Наглядно продемонстрируйте возможные негативные последствия.



5. Воспитание ответственности

Обещание себе или окружающим — одно из самых важных событий на данном этапе. Оно означает, что сотрудник уже обладает необходимой готовностью и решимостью. Для этого он прежде всего должен преодолеть собственные страхи. Одно из самых эффективных решений — разбить сложный и трудный процесс на мелкие простые шаги — составить измеримый, выполнимый и приемлемый для обучаемого план развития. Его необходимо обсудить и отредактировать совместно с сотрудником, при необходимости упростить. Лучше, если сотрудник сможет выбирать из нескольких вариантов. И совсем замечательно, если планы развития уже были ранее опробованы на других группах, понимание, что кто-то раньше уже успешно справлялся с подобной задачей, придаст уверенности.

 

Существенную помощь на данном этапе может оказать неформальное обучение. Несколько советов, которые могут помочь развитию неформального обучения:

  • поощрение общения между сотрудниками с использованием корпоративной сети;
  • ведение записей, мозговых штурмов и т.д. на удобно расположенных и общедоступных досках;
  • совместные обеды и дискуссии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий