Технологии передачи информации стремительно меняются: телеграф сменился радио, после радио пришло телевидение, которое сейчас постепенно вытесняется интернетом. Радио и телевидение оказали свое влияние и на процесс обучения, дав возможность использовать аудио- и видео-информацию в учебном процессе, записывать и просматривать записи учебных занятий и т.д. С появлением компьютеров и интернета появилась возможность добавить учебным материалам ранее невиданной интерактивности: предоставить ученику немедленную обратную связь по ходу изучения материала, дать ему возможность обсудить информацию с коллегами и экспертами, даже если они находятся за тридевять земель. Не использовать эти возможности было бы глупо - так появился eLearning.
eLearning - обучение при помощи девайсов: ПК, ноутбуков, планшетов, смартфонов и т.д., проводимое для поддержки индивидуального обучения, либо в корпоративных целях.
Так что же такое eLearning?
Чтобы понять, каковы отличия электронного обучения от других подходов, ответим на несколько основных вопросов:Что такое eLearning?
Электронные курсы включают в себя как учебный контент, так и методы обучения, помогающие ученикам его усваивать.Как он работает?
Электронные курсы распространяются и потребляются при помощи различных устройств: компьютеров, планшетов или смартфонов. Они включают в себя текстовую информацию (письменную или устную) и графику (иллюстрации, анимации, фото, видео и т.д.). Обучение можем проводиться в синхронном и асинхронном форматах. Асинхронный формат предназначен для самостоятельного обучения. Такие курсы, как правило, самодостаточны, их можно изучать в любое время и в любом месте. Типичными примерами являются интерактивные SCORM курсы, мультимедийные лекции и т.д. Синхронный формат - виртуальные классы, вебинары и т.д. требуют присутствия преподавателя в реальном времени. Если такое мероприятие записывается, то запись будет представлять собой асинхронную форму обучения, так как не будет требовать присутствия преподавателя для изучения. Синхронные и асинхронные форматы обучения могут использоваться как совместно, так и по раздельности, кроме того, они могут дополнятся другими формами взаимодействия - wiki, чаты, блоги, форумы, e-mail и т.д.Для чего он используется?
eL (eLearning) используется для помощи учащимся в достижении их собственных учебных целей или для развития навыков, необходимых для достижения целей компании.Насколько он эффективен?
Один из самых интересных вопросов об электронном обучении - это вопрос об его эффективности. Как правило, эффективность электронного обучения сравнивают с эффективностью очного обучения. Исследования показывают, что при качественном проектировании электронного обучения разницы между этими форматами практически нет. При этом качество eLearning гораздо в большей степени зависит от качества учебного материала, формы его подачи и таких сугубо технических вещей как, например, канал связи. В тоже время электронное обучение имеет ряд очевидных преимуществ перед очной формой:- Есть возможность использовать различные формы мультимедиа (графику, видео, интерактивные приложения);
- Компьютеры дают возможность использовать уникальные средства вовлечения: симуляторы, захватывающее виртуальное окружение, которое, в некоторых случаях, просто невозможно воспроизвести в реальности;
- Электронные курсы дают возможность реализовать индивидуальное обучение, которое в реальности можно достичь только при работе один на один с преподавателем;
- Технологии web 2.0, кроме того, позволяют реализовать сетевое взаимодействие между учениками и преподавателями.
Качественное проектирование электронного курса
Возникает вопрос: "А что подразумевается под качественным проектированием курса?". Ответ достаточно прост - процесс проектирования, при котором основное внимание уделяется методической части курса - параметру от которого больше всего зависит его эффективность. А именно 4м основным факторам:Фактор №1. Индивидуализированное (адаптивное) обучение.
Асинхронные электронные курсы имеют все возможности для того, чтобы адаптироваться к потребностям ученика. Под потребностями, вопреки расхожему мнению, понимается вовсе не стиль обучения и не стиль подачи информации - это популярный миф, который не имеет под собой реальных доказательств. Под адаптивностью понимается подстройка объема и сложности материала к требованиям ученика. С помощью адаптивного обучения можно сэкономить рабочее время персонала, дав больше практики тем, кто в ней действительно нуждается, и меньше - тем, кому она не нужна.Фактор №2. Вовлечение в учение
Помимо богатых возможностей использования мультимедиа электронное обучение предоставляет широкие возможности и для вовлечения учеников в процесс обучения. Согласно исследованиям вовлеченность в обучения характеризуется 2мя основными параметрами - физической (поведенческой) и психической активностями. Зависимость вовлечения от этих параметров можно представить в виде матрицы:
Рассмотрим параметры детальнее.
Под поведенческой активностью понимается любое явное действие, выполняемое учеником в ходе учебного занятия.Примеры поведенческой активности:
- нажатие клавиш
- выбор варианта ответа из нескольких
- ответы на устные вопросы
- переписка в чате
- и т.д.
Психическая активность - это когнитивный(мыслительный) процесс обработки учебного материала, в результате которого ученики получают новые знания и навыки.Примеры психической активности:
- обдумывание сложной визуальной информации
- обобщение и структурирование информации части электронного курса
- формирование выводов и заключений на основе полученных данных
- выполнение практических заданий, требующих осмысливания и переосмысливания информации
Фактор №3. Мультимедиа
Об этом мы подробнее поговорим в следующих публикацияхФактор №4 Ускорение формирования новых знаний и навыков за счет правильного сценария обучения
Исследования показывают, что для достижения высокого уровня профессионализма в любой из областей деятельности требуется по крайней мере 10 лет практики. В некоторых случаях требуемые навыки могут вырабатываться годами только потому, что ситуации, в которых они проявляются возникают крайне редко. eLearning дает возможность смоделировать такие ситуации в нужном количестве и качестве и этим существенно ускорить процесс обучения.Ошибки, свойственные электронному обучению
Широкие возможности технологии - это всегда палка о двух концах. С одной стороны, электронное обучение дает нам небывалые возможности, но с другой стороны, технологии надо уметь правильно использовать, иначе они могут сильно навредить учебному процессу. Далее мы перечислим ряд самых распространенных ловушек, в которые легко можно угодить по незнанию.Ловушка №1. Чересчур много интересного
Желание напичкать курс красивой графикой, выразительнытекстом, сногсшибательной анимацией и потрясающей музыкой лучшем обрубить на корню. Ресурсы человеческого внимания очень ограничены, и не стоит растрачивать их попусту. К этому вопросу мы еще вернемся в следующих публикациях.Ловушка №2. Чересчур мало интересного
Другая крайность - полное отсутствие в курсе интересных и увлекательных элементов, поощряющих обучение. Типичный пример - 100% текст или слайды презентации без какого-либо интерактива и практики.Ловушка №3. Потеря цели обучения
Любое учебное событие в курсе должно быть направлено на достижение цели обучения. Игры, виртуальные миры, дополненная реальность, обучение 2.0 и прочие суперсовременные технологии - не являются исключениями из правил. Они должны быть подчинены цели обучения и использоваться только в том случае, если они действительно являются наиболее подходящим инструментом для ее достижения.Ловушка №4. Обучение в ходе самостоятельных исследований
Очень часто можно услышать, что интернет - огромное информационное пространство, в котором каждый может найти и изучить нужную ему информацию, сложить новое знание из множества найденных им кусочков и т.д. Последние 15 лет исследований показали, что такой способ обучения работает крайне редко. Гораздо более эффективный вариант - хорошо структурированные курсы, обеспечивающие качественное руководство учением.Цели электронных курсов
Если мы отводим столь важное значение целям обучения, поговорим о них более подробно. На практике цели электронных курсов можно условно разделить на 2 категории:- Информирование. Примерами таких курсов, как правило, являются адаптационные курсы или курсы об особенностях новых продуктов;
- Изменение поведения. Такие курсы направлены не только на получение новых знаний, но в первую очередь на формирование и развитие навыков. Среди этой группы курсов можно также выделить 2 категории:
- обучение жестким навыкам;
- обучение мягким навыкам.
Архитектура курсов, стратегия подачи информации
Среди электронных курсов можно выделить 3 основных стратегии подачи информации:- Презентационная - стратегия, нацеленная на восприятие информации. Подразумевает, что ученик будет воспринимать весь материал преимущественно "на веру", без критического осмысления. Как правило, такой курс содержит минимум интерактивности, его целесообразно использовать только для информирования.
- Управляемое обучение (интерактивная стратегия) - обучение, основанное на принципе "реакция - подкрепление". Как правило, строятся по схеме "объяснение - пример - контрольный вопрос - обратная связь". Используются для формирования последовательных и жестко формализованных навыков. Для таких курсов характерны богатые возможности для практической отработки навыков;
- Управляемое изучение (развивающая среда) - обучение, основанное на принципах конструирования знаний. Курсы этого типа учат распознавать проблемы и решать их. Они требуют от учеников гораздо большей мыслительной активности, чем другие курсы, а некоторые формы развивающих сред, например симуляции и игры, помимо этого предоставляют богатые возможности и для отработки нужного поведения. Целесообразно использовать для обучения "мягким" навыками и обучения опытных сотрудников.
- Различия между учениками. Исследования показывают, что наиболее важную роль играет имеющийся у ученика опыт и знания;
- Окружающая среда - обстановка, в которой происходит обучение, а именно:
- технические условия и оснащение;
- культурные условия;
- прагматические условия (бюджет);
- ожидания менеджмента.
Комментариев нет:
Отправить комментарий