понедельник, 28 апреля 2014 г.

eLSI. Часть 1. Что такое e-Learning


Технологии передачи информации стремительно меняются: телеграф сменился радио, после радио пришло телевидение, которое сейчас постепенно вытесняется интернетом. Радио и телевидение оказали свое влияние и на процесс обучения, дав возможность использовать аудио- и видео-информацию в учебном процессе, записывать и просматривать записи учебных занятий и т.д. С появлением компьютеров и интернета появилась возможность добавить учебным материалам ранее невиданной интерактивности: предоставить ученику немедленную обратную связь по ходу изучения материала, дать ему возможность обсудить информацию с коллегами и экспертами, даже если они находятся за тридевять земель. Не использовать эти возможности было бы глупо - так появился eLearning. 
eLearning - обучение при помощи девайсов: ПК, ноутбуков, планшетов, смартфонов и т.д., проводимое для поддержки индивидуального обучения, либо в корпоративных целях.

Так что же такое eLearning?

Чтобы понять, каковы отличия электронного обучения от других подходов, ответим на несколько основных вопросов:

Что такое eLearning? 

Электронные курсы включают в себя как учебный контент, так и методы обучения, помогающие ученикам его усваивать.

Как он работает? 

Электронные курсы распространяются и потребляются при помощи различных устройств: компьютеров, планшетов или смартфонов. Они включают в себя текстовую информацию (письменную или устную) и графику (иллюстрации, анимации, фото, видео и т.д.). Обучение можем проводиться в синхронном и асинхронном форматах. Асинхронный формат предназначен для самостоятельного обучения. Такие курсы, как правило, самодостаточны, их можно изучать в любое время и в любом месте. Типичными примерами являются интерактивные SCORM курсы, мультимедийные лекции и т.д. Синхронный формат - виртуальные классы, вебинары и т.д. требуют присутствия преподавателя в реальном времени. Если такое мероприятие записывается, то запись будет представлять собой асинхронную форму обучения, так как не будет требовать присутствия преподавателя для изучения. Синхронные и асинхронные форматы обучения могут использоваться как совместно, так и по раздельности, кроме того, они могут дополнятся другими формами взаимодействия - wiki, чаты, блоги, форумы, e-mail и т.д.

Для чего он используется? 

eL (eLearning) используется для помощи учащимся в достижении их собственных учебных целей или для развития навыков, необходимых для достижения целей компании.

Насколько он эффективен?

Один из самых интересных вопросов об электронном обучении - это вопрос об его эффективности. Как правило, эффективность электронного обучения сравнивают с эффективностью очного обучения. Исследования показывают, что при качественном проектировании электронного обучения разницы между этими форматами практически нет. При этом качество eLearning гораздо в большей степени зависит от качества учебного материала, формы его подачи и таких сугубо технических вещей как, например, канал связи. В тоже время электронное обучение имеет ряд очевидных преимуществ перед очной формой:
  • Есть возможность использовать различные формы мультимедиа (графику, видео, интерактивные приложения);
  • Компьютеры дают возможность использовать уникальные средства вовлечения: симуляторы, захватывающее виртуальное окружение, которое, в некоторых случаях, просто невозможно воспроизвести в реальности;
  • Электронные курсы дают возможность реализовать индивидуальное обучение, которое в реальности можно достичь только при работе один на один с преподавателем;
  • Технологии web 2.0, кроме того, позволяют реализовать сетевое взаимодействие между учениками и преподавателями. 

Качественное проектирование электронного курса

Возникает вопрос: "А что подразумевается под качественным проектированием курса?". Ответ достаточно прост - процесс проектирования, при котором основное внимание уделяется методической части курса - параметру от которого больше всего зависит его эффективность. А именно 4м основным факторам:

Фактор №1. Индивидуализированное (адаптивное) обучение.

Асинхронные электронные курсы имеют все возможности для того, чтобы адаптироваться к потребностям ученика. Под потребностями, вопреки расхожему мнению, понимается вовсе не стиль обучения и не стиль подачи информации - это популярный миф, который не имеет под собой реальных доказательств. Под адаптивностью понимается подстройка объема и сложности материала к требованиям ученика. С помощью адаптивного обучения можно сэкономить рабочее время персонала, дав больше практики тем, кто в ней действительно нуждается, и меньше - тем, кому она не нужна.

Фактор №2. Вовлечение в учение

Помимо богатых возможностей использования мультимедиа электронное обучение предоставляет широкие возможности и для вовлечения учеников в процесс обучения. Согласно исследованиям вовлеченность в обучения характеризуется 2мя основными параметрами - физической (поведенческой) и психической активностями. Зависимость вовлечения от этих параметров можно представить в виде матрицы:  

Рассмотрим параметры детальнее.
Под поведенческой активностью понимается любое явное действие, выполняемое учеником в ходе учебного занятия.
Примеры поведенческой активности:
  • нажатие клавиш
  • выбор варианта ответа из нескольких
  • ответы на устные вопросы
  • переписка в чате
  • и т.д.
Психическая активность - это когнитивный(мыслительный) процесс обработки учебного материала, в результате которого ученики получают новые знания и навыки.
Примеры психической активности:
  • обдумывание сложной визуальной информации
  • обобщение и структурирование информации части электронного курса
  • формирование выводов и заключений на основе полученных данных
  • выполнение практических заданий, требующих осмысливания и переосмысливания информации
Как видно из матрицы вовлечения, задания, требующие от ученика только физических действий "цепляют" гораздо меньше, чем занятия, требующие еще и "включить мозг" - подумать, поразмышлять, сделать выводы и предположить последствия. Мало того, "пустая" двигательная активность вообще необязательна, высокий уровень вовлечения может быть достигнут и в ее отсутствие, но при условии высокой активности мыслительной.  Поэтому, для создания увлекательного учебного мероприятия мы, в первую очередь, должны уделить внимание именно психической активности - подобрать такие методы обучения и мультимедиа, чтобы попасть в правую верхнюю часть матрицы вовлечения. 

Фактор №3. Мультимедиа

Об этом мы подробнее поговорим в следующих публикациях

Фактор №4 Ускорение формирования новых знаний и навыков за счет правильного сценария обучения

Исследования показывают, что для достижения высокого уровня профессионализма в любой из областей деятельности требуется по крайней мере 10 лет практики. В некоторых случаях требуемые навыки могут вырабатываться годами только потому, что ситуации, в которых они проявляются возникают крайне редко. eLearning дает возможность смоделировать такие ситуации в нужном количестве и качестве и этим существенно ускорить процесс обучения.

Ошибки, свойственные электронному обучению

Широкие возможности технологии - это всегда палка о двух концах. С одной стороны, электронное обучение дает нам небывалые возможности, но с другой стороны, технологии надо уметь правильно использовать, иначе они могут сильно навредить учебному процессу. Далее мы перечислим ряд самых распространенных ловушек, в которые легко можно угодить по незнанию.

Ловушка №1. Чересчур много интересного

Желание напичкать курс красивой графикой, выразительнытекстом, сногсшибательной анимацией и потрясающей музыкой лучшем  обрубить на корню. Ресурсы человеческого внимания очень ограничены, и не стоит растрачивать их попусту. К этому вопросу мы еще вернемся в следующих публикациях.

Ловушка №2. Чересчур мало интересного

Другая крайность - полное отсутствие в курсе интересных и увлекательных элементов, поощряющих обучение. Типичный пример - 100% текст или слайды презентации без какого-либо интерактива и практики.

Ловушка №3. Потеря цели обучения

Любое учебное событие в курсе должно быть направлено на достижение цели обучения. Игры, виртуальные миры, дополненная реальность, обучение 2.0 и прочие  суперсовременные технологии - не являются исключениями из правил.   Они должны быть подчинены цели обучения и использоваться только в том случае, если они действительно являются наиболее подходящим инструментом для ее достижения. 

Ловушка №4. Обучение в ходе самостоятельных исследований

Очень часто можно услышать, что интернет - огромное информационное пространство, в котором каждый может найти и изучить нужную ему информацию, сложить новое знание из множества найденных им кусочков и т.д. Последние 15 лет исследований показали, что такой способ обучения работает крайне редко. Гораздо более эффективный вариант - хорошо структурированные курсы, обеспечивающие качественное руководство учением.

Цели электронных курсов

Если мы отводим столь важное значение целям обучения, поговорим о них более подробно. На практике цели электронных курсов можно условно разделить на 2 категории:
  1. Информирование. Примерами таких курсов, как правило, являются адаптационные курсы или курсы об особенностях новых продуктов;
  2. Изменение поведения. Такие курсы направлены не только на получение новых знаний, но в первую очередь на формирование и развитие навыков. Среди этой группы курсов можно также выделить 2 категории:
  • обучение жестким навыкам;
  • обучение мягким навыкам.
К первой из двух категорий (обучению жестким навыкам) относятся курсы, обучающие каким-либо конкретным процедурам - понятным и достаточно постоянным. Обычно сюда относят курсы по ПО, курсы по работе с определенным оборудованием, заполнение различных форм документов и т.д. В этом случае действия, выполняемые учеником в процессе обучения очень похожи на действия, которые он будет выполнять на практике, и перенести знания на практику не составляет большого труда. К другой категории (обучению мягким навыкам) обычно относят курсы по продажам, работе с людьми, менеджменту и т.д. Такие курсы, в большинстве своем, описывают только общие подходы к решению проблем, ввиду того, что сами эти проблемы очень трудно однозначно определить и формализовать. Соответственно и действия ученика в процессе обучения могут быть совсем не похожи на его действия в реальной практике, что требует от ученика дополнительных усилий по их адаптации к разным реальным ситуациям. Влияние цели обучения на курс огромно, и, в первую очередь, оно оказывает влияние на его построение, архитектуру, и стратегию подачи информации.

Архитектура курсов, стратегия подачи информации

Среди электронных курсов можно выделить 3 основных стратегии подачи информации:
  1. Презентационная - стратегия, нацеленная на восприятие информации. Подразумевает, что ученик будет воспринимать весь материал преимущественно "на веру", без критического осмысления. Как правило, такой курс содержит минимум интерактивности, его целесообразно использовать только для информирования.
  2. Управляемое обучение (интерактивная стратегия) - обучение, основанное на принципе "реакция - подкрепление". Как правило, строятся по схеме "объяснение - пример - контрольный вопрос - обратная связь". Используются для формирования последовательных и жестко формализованных навыков. Для таких курсов характерны богатые возможности для практической отработки навыков;
  3. Управляемое изучение (развивающая среда) - обучение, основанное на принципах конструирования знаний. Курсы этого типа учат распознавать проблемы и решать их. Они требуют от учеников гораздо большей мыслительной активности, чем другие курсы, а некоторые формы развивающих сред, например симуляции и игры, помимо этого предоставляют богатые возможности и для отработки нужного поведения. Целесообразно использовать для обучения "мягким" навыками и обучения опытных сотрудников.
Важно понимать, что стратегия обучения - это всего лишь инструмент. Его можно использовать как с пользой, так и во вред. Какой инструмент предпочесть в каждом конкретном случае зависит, в первую очередь, от цели обучения. Определитесь с целью и только после этого выбирайте инструмент, это позволит вам избежать забивания гвоздей микроскопом. Помимо цели обучения наибольшее влияние на эффективность электронного обучения будут оказывать:
  1. Различия между учениками. Исследования показывают, что наиболее важную роль играет имеющийся у ученика опыт и знания;
  2. Окружающая среда - обстановка, в которой происходит обучение, а именно:
  • технические условия и оснащение;
  • культурные условия;
  • прагматические условия (бюджет);
  • ожидания менеджмента.
И помните, что основная задача педагогического дизайнера - сделать курс, который бы учитывал то, как человек учится. Технологии постоянно меняются, в то время как человек остается прежним - пока наш мозг не дополнят встроенными процессорами и внешней памятью, процесс усвоения информации останется таким же, как и сотни лет назад.

Комментариев нет:

Отправить комментарий