вторник, 24 июля 2018 г.

Принципы педагогического дизайна. Глава 1. Введение. Часть 4. Базовые предположения о моделях проектирования обучения


Базовые предположения о моделях проектирования обучения

Введение

Модели педагогического дизайна, которая подходила бы под все ситуации и контексты в природе не существует. Каждый педагогический дизайнер привносит что-то своё и всякий раз подстраивает модель разработки под конкретные условия.

Но, всё же, есть несколько базовых предположений и универсальных шагов, которые лежат в основе подавляющего большинства моделей разработки. В этом разделе мы перечислим основные из них.

Цель обучения

Педагогический дизайн направлен на помощь учению, а не преподаванию. Поэтому процесс проектирования должен начинаться с постановки значимой для ученика цели.

Цель обучения определяет, как будет выглядеть процесс обучения и из каких событий состоять.

Факторы, влияющие на обучение

Обучение – процесс сложный и на него влияет множество факторов. К примеру Джон Кэррол в своей модели школьного обучения (1963) выделяет следующие:
  • Настойчивость и упорство ученика
  • Его склонности
  • Время, отведённое на обучение
  • Возможность ученика уделить достаточно времени на обучение
  • Качество обучения
Качественное обучение не может учитывать только один из этих факторов, игнорируя другие. И тем более, обучение не может считаться качественным, если оно не берёт в расчёт мотивацию и склонности учеников.

Постоянство принципов пед.дизайна

Принципы педагогического дизайна могут использоваться:
  • на разных уровнях проектирования -от проектирования отдельного занятия до проектирования плана обучения по дисциплине и
  • как одним дизайнером, так и полноценной командой, включающей специалистов разного профиля
  • но в каждом из этих случаев принципы остаются неизменными

Цикличность процесса разработки

Спроектировать с первого раза идеальную систему обучения невозможно. Её надо тестировать, дорабатывать, собираться обратную связь от учеников и дорабатывать снова.

Подпроцессы разработки

Проектирование обучения включает в себя несколько подпроцессов, например, формирование целей обучения, проектирование учебных активностей, практики, оценки и обратной связи.

Для каждой модели проектирование количество и содержание этих процессов различается.

Типы обучения

Разные типы целей обучения требуют разных подходов к обучению. Нет универсального способа учить всему.

Универсальные шаги моделей разработки

Большинство моделей разработки используют в своей основе схожий набор и последовательность шагов проектирования. Условно говоря, для проектирования системы необходимо выполнить следующие действия:
Шаг Действие
1 Определить цель обучения. На этом этапе решается, зачем вообще будет создаваться система, какие есть ресурсы и ограничения
2 Описать цель обучения таким образом, чтобы она могла стать нашей "путеводной звездой" при дальнейшем проектировании. То есть, чтобы каждую из составных частей курса мы в будущем могли соотнести с этой целью и понять, цели и задачи низших уровней.
3 Проанализировать цель и выделить основные этапы обучения. Для каждого из этапов мы формулируем собственную цель, которая бы вытекала из основной цели обучения и давала понять, каким образом она поддерживает её достижение.
4 Определить типы обучения, которым будет уделяться внимание в процессе обучения, и составить матрицу внешних и внутренних условий обучения для каждого из типов. Это позволит понять, где возможно возникновение кумулятивного эффекта от пересечения условий
5 Разбить отдельные занятия и курсы на учебные события и активности. На этом этапе стоит уделять особое внимание внешним условиям, характеристикам пользователей и технологиям, которые можно использовать в процессе обучения
6 Определить процедуры оценки знаний и навыков, полученных в ходе обучения
7 Разработать курсы, занятия и контрольные процедуры. На этом этапе надо уделять внимание тому, чтобы курсы и занятия оставались в рамках единой цели обучения.
8 Оценить эффективность обучения. Во-первых, следует искать недостатки и идеи, которые помогут исправить, дополнить или улучшить обучение (формирующая оценка), во-вторых, спустя некоторое время стоит ещё проверить остаточные знания учеников(суммирующая оценка).


Напоминаю:
Основой для конспекта послужила одна из самых известных книг в этой области - Р.Ганье "Принципы педагогического дизайна".

Предыдущая статья цикла Следующая статья цикла

Комментариев нет:

Отправить комментарий