Недавно в рамках изучения геймификации прочитал замечательную книгу "Поток. Психология оптимального переживания". Хочу привести здесь свой вольный пересказ основных моментов книги. Думаю, что материал может оказаться очень полезен многим читателям и в таком узком направлении как геймификация, а одной из целей геймификации является достижение у пользователя состояния вовлеченности(читай Потока), и за его пределами. Как утверждает сам автор, состояние Потока способно украсить многие сферы жизни человека, так что предлагаю всем ознакомиться с материалом поста, как говориться, а вдруг...
понедельник, 14 января 2013 г.
Вольный пересказ книги М. Чиксентмихайи “Поток. Психология оптимального переживания”
Недавно в рамках изучения геймификации прочитал замечательную книгу "Поток. Психология оптимального переживания". Хочу привести здесь свой вольный пересказ основных моментов книги. Думаю, что материал может оказаться очень полезен многим читателям и в таком узком направлении как геймификация, а одной из целей геймификации является достижение у пользователя состояния вовлеченности(читай Потока), и за его пределами. Как утверждает сам автор, состояние Потока способно украсить многие сферы жизни человека, так что предлагаю всем ознакомиться с материалом поста, как говориться, а вдруг...
среда, 17 октября 2012 г.
Writing in the Sciences-1. Общие принципы хорошего текста
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Хочу с вами поделиться некоторыми мыслями, которые почерпнул из первого раздела курса Writing in the sciences Стенфордского университета. В курсе идет речь об английском языке, поэтому я постараюсь изложить только моменты, которые применимы и к русскому языку.
понедельник, 8 октября 2012 г.
Полный конспект по курсу Gamification
Решил собрать все записи о курсе Gamification в один документ. Надеюсь, что кому-нибудь он будет полезен.
Ссылка для скачивания
суббота, 6 октября 2012 г.
Игрофикация–Раздел 12. Заключение
Ну вот и последний раздел курса. Время подвести итоги и сказать еще пару слов по существу.
среда, 3 октября 2012 г.
Игрофикация–Раздел 11. Критика в адрес игрофикации и возможные сложности
Много уже было сказано о возможностях и преимуществах игрофикации. В этом разделе речь пойдет об основных доводах против нее.
пятница, 28 сентября 2012 г.
Игрофикация–Раздел 10. Игрофикация на благо общества.
Мы рассмотрели уже много различных видов игрофикации, пришло время уделить внимание еще одному, возможно, самому полезному и значимому - игрофикации для пользы общества.
четверг, 27 сентября 2012 г.
Игрофикация–Раздел 9. Игрофикация в организации.
В конце прошлого года компания Constellation Research опубликовала доклад, в котором описала 55 различных примеров игрофикации на предприятии. По назначению все примеры можно разделить на несколько групп:
пятница, 21 сентября 2012 г.
среда, 19 сентября 2012 г.
Игрофикация - Раздел 7. Процесс разработки
В седьмом разделе курса речь пойдет о правилах разработки игрофицированных решений, основных правилах и этапах.
суббота, 15 сентября 2012 г.
Игрофикация - Раздел 6. Психология и мотивация, часть 2
В прошлом разделе шел разговор о бихейвиоризме, его основных теориях и применении в игрофикации. Этот раздел начался с обсуждения недостатков бихейвиоризма:
четверг, 13 сентября 2012 г.
Игрофикация–Раздел 5. Мотивация и психология
К моему огромному сожалению, на этой неделе катастрофически мало времени для учения. Поэтому пишу только самое главное - да здравствует минимализм:
пятница, 7 сентября 2012 г.
Игрофикация–Раздел 4. Игровые элементы
среда, 5 сентября 2012 г.
Игрофикация–Раздел 3. Игровое мышление
воскресенье, 2 сентября 2012 г.
Игрофикация–Раздел 2. Игры
четверг, 30 августа 2012 г.
Игрофикация - Раздел 1. Введение
вторник, 27 марта 2012 г.
Записки об обучении
- Мозг получает информацию не в виде цветного кино. Мы отыскиваем исходные данные, строим логические цепочки и делаем выводы
понедельник, 26 марта 2012 г.
четверг, 22 марта 2012 г.
четверг, 15 марта 2012 г.
Как сделать текст живым?
среда, 14 марта 2012 г.
Дизайн текста
Еще один перевод статьи известного зарубежного пед.дизайнера Connie Malamed. Да простит мне автор столь вольный перевод.
|
Вы можете каждый день использовать принципы информационного дизайна, но при этом ничего о нем не знать. Основная задача информационного дизайна - преобразование сложной, неорганизованной и неструктурированной информации в понятную и легко-доступную форму. Знакомо звучит?
Информационный дизайн - понятие комплексное. Он связан как с визуальным представлением информации, так и со структурой и организацией контента, применимостью информации и способами ее использования. Соблюдении всех норм информационного дизайна сделает передачу информации простой, доступной, удобной, и в нашем случае, подходящей для обучения. Ниже приведены принципы оформления текста, которые, на мой взгляд, полезны для педагогических дизайнеров.
среда, 7 сентября 2011 г.
Мастер класс по написанию текстов
Сегодня нашел в интернете интересную статью , посвященную особенностям написания текстов для электронных курсов. Публикую здесь свой свободный перевод. |
пятница, 19 августа 2011 г.
SUCCESs или принципы создания запоминающегося сообщения
четверг, 28 апреля 2011 г.
Графика для электронных курсов. Почему 3D
Для начала давайте разберемся, почему же сложился стереотип о дороговизне курсов с 3D.
Конечно же, вы не раз встречались с учебными курсами, где буквально вся графика выполнена с использованием 3D моделей: обстановка локаций, персонажи и т.д. Смотрится здорово, не правда ли? Все понятно, наглядно, но есть одно но… Насколько это нужно? Возможно ли было сэкономить на моделировании, используя текстовые описания, фотографии, клипарты и т.д., существенно не потеряв при этом в качестве учебного материала ? Если ответ положительный, то смело можно утверждать, что, в данном случае, 3D графика непосредственно не связана с темой и задачами курса, а значит ее использование не совсем оправдано.
Для примера возьмем уже упомянутую нами трехмерную локацию, допустим это будет рабочий кабинет. И рассмотрим два случая ее использования.
Первый: локация служит фоном для общения двух сотрудников. Причем именно из разговора пользователь и получает всю необходимую информацию.
Второй: локация предназначена для интерактивной демонстрации интерьера. Пользователь может перемещаться между объектами, рассматривать их внешний вид с разных ракурсов, изучать содержимое, знакомиться с функциональностью.
Что изменится, если мы уберем из сцен все трехмерные объекты? В первом случае – ровно ничего, во втором – теряется весь смысл. А значит, в каком из случаев 3D объекты будут использованы наиболее рационально? Мое мнение, что во втором, а ваше?
Как же использовать 3D эффективно и с выгодой?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит рассмотреть что же такое 3D графика, и какие у нее существуют особенности по сравнению с привычными двухмерными иллюстрациями и видео.
Под трехмерной графикой мы сегодня понимаем как статическую, так и динамическую графику, созданную на основе 3D моделей. Процесс ее создания можно разделить на две основные части: разработка трехмерной модели и создание графики.
Важной особенностью созданных на первом этапе трехмерных моделей является возможность изменять свойства как составных элементов модели, так и всей модели целиком, в зависимости от потребностей разработчика. Благодаря этому, мы имеем возможность изменять расположение отдельных элементов в пространстве, менять их внешний вид, использовать дополнительные объекты и т.д. Кроме того, современные технологии позволяют нам получить на основе такой модели фотореалистичную графику, по качеству не уступающую фото и видео материалам.
Какие преимущества это нам дает? Прежде всего, разделение процесса разработки графики на два этапа позволяет нам по однажды созданной трехмерной модели разрабатывать неограниченное число графического материала. Причем, появляется возможность показа не только статической графики, но и сложной пространственной анимации, а также процессов (в том числе и скрытых), проходящих как с объектом, так и внутри него. А это ведет не только к значительному повышению наглядности материала, но и к существенной экономии времени.
Посмотрите примеры, расположенные ниже. Они наглядно демонстрируют, насколько разнообразный материал может быть получен на основе одной модели.
Согласитесь, что разработка аналогичных материалов без использования трехмерной графики была бы крайне затруднительна.
Кроме того, графический материал, при наличии готовой модели, можно без особого труда и затрат дорабатывать и изменять, в то время как фотографу или художнику придется заново переделывать свою работу. А учитывая, что возможность ошибки резко возрастает при увеличении количества изображаемых элементов, становится ясно почему при необходимости демонстрации устройства сложных объектов предприятия все чаще обращаются к 3D.
Еще одним преимуществом 3D графики, как это ни странно, является ее цена. Структура цены, как и сам процесс разработки графики, включает в себя два основных пункта: стоимость разработки трехмерной модели и стоимость разработки графики по этой модели. То есть, если стоимость единственной иллюстрации на основе 3D модели будет равняться стоимости разработки модели + стоимость создания иллюстрации, то второй и последующих – только стоимости создания конкретной иллюстрации. Исходя из этого, можно сделать вывод, что чем большее количество графического материала будет создано по одной модели, тем меньше будет их удельная стоимость. Этим трехмерная графика коренным образом отличается от фото или рисованных иллюстраций, каждая из которых оценивается отдельно.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить несколько основных ситуаций, в которых использование 3D наиболее целесообразно:
- при разработке курсов, задачи которых предусматривают перемещение обучаемого в пространстве.
- при необходимости разработки графики, которая не может быть создана с помощью других технологий, или создание такой графики нецелесообразно. К этому пункту можно отнести разработку материала для демонстрации устройства и работы сложных механизмов, а также демонстрации скрытых процессов;
- многочисленного использования одного и того же объекта, показанного с разных ракурсов, с разными свойствами и т.д.;
Особенно хотелось бы обратить внимание на последние два пункта, так как именно они отвечают на вопрос: “Почему же 3D графика так привлекательна для обучения технических специалистов?”.
Ну и напоследок, чтобы окончательно убедиться в наглядности 3D графики, посмотрите еще один ролик, разработанный нашей компанией.
среда, 27 апреля 2011 г.
Суть дистанционного обучения
Существует несколько взглядов на проблему дистанционного обучения. Кто-то видит в этом новые возможности в обучении, кто-то ищет экономической выгоды, ну а для кого-то дистанционное обучение – самая настоящая каторга, которую, к тому же, получаешь регулярно. Мой коллега постарался рассмотреть разные точки зрения в поисках истины.
То, что получилось, вы можете прочесть здесь
вторник, 26 апреля 2011 г.
Двигательные навыки с помощью e-learning. Уже совсем скоро!
Уважаемые коллеги, прогуливаясь по просторам всемирной сети наткнулся на интересную статейку о конференции Microsoft MIX 2011. Привлекла мое внимание информация об устройство под названием Kinect. |
Те, кто активно интересуется современной игровой индустрией это устройство знают уже давненько. Помимо него, геймерам знакомы также контроллеры управления движениями Nintendo Wii и Sony Play Station Move. Однако, Kinect существенно отличается от обоих конкурентов, так как эта система не использует контроллеры, которые необходимо держать в руках, а отслеживает положение тела игрока в пространстве посредством двух веб-камер, расположенных в корпусе устройства, а также специального инфракрасного сенсора. Движения игрока практически безошибочно воспроизводятся аватаром на экране монитора.
И если раньше подобное устройство было доступно только для игровой приставки XBOX 360, то теперь оно стало полностью совместимо с ПК.
Подумайте только, какие перспективы открывает для дистанционного обучения технология управления движениями! Если мы сможем использовать подобные технологии в e-learning, а я думаю, что сможем и очень скоро, то у нас впервые появится возможность в полной мере отрабатывать двигательные навыки дистанционно.
Представьте, например, если мы сможем научить пользователя работать с оборудованием до того момента, как он впервые возьмет его в руки, от скольких ошибок, его можно будет уберечь?
Уже разработаны программные продукты, позволяющие пользователям научиться танцевать, помогающие заниматься фитнессом, имитирующие различные виды спорта. Однако этим не ограничиваются возможности контроллеров движения, так как подобные устройства, несомненно, имеют огромнейший потенциал во многих сферах деятельности.
Статью о Kinect для ПК вы можете посмотреть здесь.
пятница, 15 апреля 2011 г.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что дистанционное обучение становится с каждым днем все более популярным. Однако, у него, как и у любой системы, есть свои преимущества и недостатки. Недавно была опубликована статья моего коллеги, который на основании анализа многочисленного материала, а также на собственном опыте оценил возможности такого вида обучения.
Статью вы можете прочитать здесь
четверг, 14 апреля 2011 г.
Обучение технических специалистов. Что было вчера, что есть сегодня, что будет завтра… Часть 4
Давайте рассмотрим те учебные материалы, по которым учили, учат и будут учить специалистов, от которых напрямую зависит будущее нашей промышленности. |
Будущее
Давайте теперь поразмышляем, какие же есть направления дальнейшего развития технологий обучения технических специалистов.
Безусловно, уже никто не собирается отказываться от удобств, предоставляемых сетью Интернет. С течением времени потребность в нем будет лишь усиливаться. Учитывая то, что возможности интернет-технологий, сегодня, позволяют с комфортом выполнять практически все задачи обучения, я не думаю, что в форме представления информации в ближайшее время произойдут сколько-либо значительные изменения.
Другое дело содержание учебных материалов.
Сегодня активно обсуждаются технологии web 2.0 и перспективы e-learning 2.0. Может быть я огорчу сторонников этой теории, но я не вижу перспектив ее использования для обучения специалистов, работающих с производственным оборудованием. И объясню я свою позицию фактическим отсутствием механизмов обеспечения надежности и достоверности информации. Думаю, не стоит объяснять, к каким последствиям могут привести неправильные действия специалиста на предприятии.
В связи с необходимостью обеспечения достоверности, основным источником информации по-прежнему останется конструкторская документация, переработанная с учетом реального практического опыта. В дальнейшем эта информация должна будет попасть в руки опытным педагогам, психологам, дизайнерам и разработчикам контента, которые и сформируют его окончательный вид.
Скорее всего, все большее распространение, в дальнейшем, будут получать, так называемые, “курсы-минутки” – курсы, нацеленные на решение конкретной практической задачи, занимающие при этом минимум времени. Они позволяют получать необходимую информация по мере появления потребности, практически, без отрыва от основной работы.
Еще одним перспективным направлением являются “серьезные игры” и симуляторы. Ни для кого не секрет, что компьютерные игры сегодня обладают колоссальной популярностью и этот рынок по-прежнему набирает обороты. Использование компьютерных игр для обучения также становится все более популярным. По некоторым данным использование “серьезных игр” способно на 60% повысить эффективность обучения.
Думаю, с развитием технологий процесс создания трехмерных реалистичных миров будет все проще и дешевле, а значит все популярнее.
Однако, вне зависимости от того, как будет выглядеть учебный контент в дальнейшем, можно смело утверждать, что для него будут характерны следующие качества:
- ориентация на конкретные практические действия;
- мотивация к самостоятельному обучению;
- направленность на развитие мышления.
Учитывая все ускоряющиеся темпы развития технологий и потребностей, можно прогнозировать, что все это будет реализовано уже в самом ближайшем будущем. Но если спуститься с небес на землю и вспомнить, что в нашей стране есть еще заведения, где и о компьютерах не помышляют, то становится очевидным, какой громадный объем работы предстоит выполнить, чтобы и нашу страну ждало умное светлое будущее.
Обучение технических специалистов. Что было вчера, что есть сегодня, что будет завтра… Часть 3
Давайте рассмотрим те учебные материалы, по которым учили, учат и будут учить специалистов, от которых напрямую зависит будущее нашей промышленности. |
Сегодня
Стремление предприятий промышленности выжить в условиях конкурентной борьбы привело к повышению интенсивности развития технологий производства, что в свою очередь повлекло необходимость подготовки большого числа высококвалифицированных и специалистов, имеющих довольно узкую квалификацию. Подобные изменения не могли не оказать влияния на сам процесс обучения. Более того, оптимизация бизнес процессов потребовала сокращения материальных и временных затрат на подготовку специалистов, при одновременном повышении качества обучения.
Достижение подобного эффекта оказалось невозможным без изменения формы представления учебного материала и его содержания. В результате появились и на сегодняшний день становятся все более популярными, как в корпоративном секторе, так и в ВУЗах системы дистанционного обучения (СДО).
За счет использования всемирной паутины у обучаемых больше нет проблем, связанных с поиском информации. Она в полном объеме может быть доступна в любом месте, где есть подключение к сети, а при его отсутствии – данные могут быть записаны на любой носитель информации и использоваться локально. Такая форма представления данных дает, практически, неограниченные возможности желающим обучаться дистанционно, так как за счет рационального использования интерактивных учебных курсов, вебинаров, чатов и форумов дистанционное обучение по эффективности может сравниться с очным.
Кроме того, системы дистанционного обучения значительно облегчают работу преподавателям, менеджерам по персоналу и другим должностным лицам, ответственным за обучение. Инструментарий СДО предоставляет им широкие возможности для планирования обучения, его учета и оценки.
Как мы отметили, происходят изменения и в содержании учебного материала. Информация становится направленной. Конструкторская документация перерабатывается специалистами, имеющими практический опыт работы в соответствующей деятельности: лишние данные, непосредственно не связанные с работой конкретного специалиста, отфильтровываются. Оставшиеся материалы перерабатываются специалистами по педагогическому дизайну и юзабилити, и только потом необходимая информация подается обучаемому в сжатом, удобном для усвоения виде.
Стоит отметить и то, что современные информационные технологии значительно повышают наглядность учебного материала. Интерактивные курсы могут включать любые виды мультимедиа объектов, в том числе и интерактивные. Это не только позволяет максимально точно и наглядно показать устройство и принцип действия различного оборудования, процессы (в том числе и скрытые, что немаловажно), но и дает обучаемым возможность отработать какие-либо действия, посредством их многократного выполнения в виртуальной среде.
Рациональное формирование содержания учебных материалов и использование передовых технологий для их представления в сумме представляют собой наиболее передовой и эффективный подход к обучению технических специалистов. Однако, количество предприятий, использующих данный подход, несмотря на стабильный рост, в нашей стране чрезвычайно мало.
среда, 13 апреля 2011 г.
Обучение технических специалистов. Что было вчера, что есть сегодня, что будет завтра… Часть 2
Давайте рассмотрим те учебные материалы, по которым учили, учат и будут учить специалистов, от которых напрямую зависит будущее нашей промышленности. |
Вчера
Широкое распространение информационных технологий повлекло и к изменениям в сфере обучения технических специалистов. Бумага перестала быть единственным приемлемым типом носителя информации. И чем большее распространение получал компьютер, тем очевиднее становился этот факт.
Популяризация в середине 90-х годов электронных документов, в том числе и конструкторских (развитие САПР), привела к появлению конструкторской документации в электронной форме. Развитием рарозненных технических руководств стали Интерактивные Электронные Технические Руководства (ИЭТР), которые, по сути, объединили в себе практически все виды конструкторских и технических документов, используемых на стадиях эксплуатации и ремонта изделий.
По сравнению с бумажной документацией ИЭТР имело значительные преимущества:
- мобильность. Носить с собой диск, пусть даже ноутбук, гораздо проще чем чемодан, контейнер или вагон с книгами (а именно такими объемами измеряется техническая документация на сложные изделия). Вся информация размещалась на компактных цифровых носителях;
- при необходимости, она могла быть оперативно тиражирована, что существенно уменьшало вероятность потери данных;
- модульная система построения ИЭТР предотвращала дублирование информации и давала возможность многократного использования одной и той же информации в разных документах;
- ИЭТР стал значительно удобнее бумажных аналогов, так как предоставлял возможность удобной навигации: появился поиск по содержанию документа, переходы с использованием гиперссылок и т.д.
- для преподавателей появилась возможность настройки программы обучения и проведения тестов средствами ИЭТР.
Несмотря на значительные изменения, произошедшие с формой представления документов, их содержание значительных изменений не претерпело. Основой, как и прежде, служила конструкторская документация. Однако, в дополнение к чертежам, появилась возможность использовать в качестве графического материала видео и анимаций, а также простейших интерактивных инструментов: ссылок и хотспотов (активных зон на изоражении). В общем же, построение материала мало чем отличалось от бумажного аналога.
Стоит отметить, что ИЭТР полностью подходит для использования на стадии эксплуатации, однако в качестве учебного материала ИЭТР использовать затруднительно. Опыт работы с промышленностью подсказывает, что для многих отечественных предприятий использование ИЭТР – очень далекое “завтра”. Бумага-то она роднее, как-никак…
пятница, 8 апреля 2011 г.
Обучение технических специалистов. Что было вчера, что есть сегодня, что будет завтра… Часть 1
Бумажное прошлое
Начнем рассмотрение вопроса с периода, непосредственно предшествовавшего эпохе всеобщей компьютеризации.
Стоит отметить, что учебные материалы, предназначенные для технических специалистов, непосредственно зависят от устройства оборудования, с которым им предстоит работать. Поэтому единственным источником получения достоверной и полной информации, на тот момент, являлась конструкторская документация.
Мало кто знает, что под конструкторской документацией понимается не только гора чертежей и спецификаций, но также и такие документы, как руководство по эксплуатации, ремонту, техническое описание изделия и некоторые другие, которые часто используются специалистами вместо учебников.
Само название “конструкторская документация” уже говорит о том, что разрабатывают ее отнюдь не педагоги и методисты, а самые обыкновенные инженеры-конструкторы, мало понимающие в технологиях обучения, зато отлично разбирающиеся в устройстве своей продукции и принципах ее проектирования.
Соответствующим было и содержание учебных материалов. Они были написаны сухим языком, с большим количеством технических терминов, разбавленные не всегда четкими и простыми чертежами, зачастую, сплошь утыканными выносными линиями с позициями, обозначениями и прочими чертежными элементами. Думаю, не стоит пояснять, почему они были чрезвычайно сложны в понимании. Технари писали для технарей, а не “простых смертных” пользователей.
Для повышения наглядности материала разрабатывались учебные плакаты, разрезные макеты, стенды, но такие наглядные пособия были не всем доступны по ряду причин: для отдельной продукции их не создавалось в принципе, для других видов их было “кот наплакал”, – в общем на всех нехватало. Преподаватель попадал в сложную ситуация – из того, что было под руками и в непосредственной близости ему необходимо подготовить качественный методический материал для обучения.
Кроме того, техническая документация, пособия и учебники имели другие значительные недостатки:
- поиск нужной информации мог занять достаточно много времени. Информация была разбросана по разным книгам, которые к тому же не всегда имелись в наличии. Соответственно, никакой навигации, кроме содержания и предметного указателя, в книгах не было и быть не могло;
- минимальная мобильность. Всю необходимую информацию невозможно было всегда иметь при себе. Иногда выходом становился опорный конспект, однако он, как правило, содержал лишь основную информацию, а этого, зачастую, оказывалось мало;
- возможность потери данных, вследствие объективных причин. Бумага легко портиться и быстро стареет.
Несмотря на всевозможные альтернативы, появившиеся с развитием информационных технологий, такие материалы до сих пор активно используются учебными заведениями нашей страны.
пятница, 1 апреля 2011 г.
Электронные курсы для технических специалистов
Сегодня невозможно представить промышленное предприятие без высокотехнологичного оборудования, позволяющего предприятию оставаться на плаву в условиях конкурентной борьбы. Эта же конкурентная борьба вынуждает руководство предприятий постоянно обновлять промышленное оборудование в борьбе за голоса покупателей. С этим оборудованием надо кому-то работать...
Понятно, что темпы развития промышленности сегодня настолько высоки, а специализация предприятий настолько узка, что учебные заведения даже при всем желании не будут способны обеспечить промышленность профессиональными кадрами требуемой квалификации.
Единственный выход - обучать специалистов непосредственно на предприятии. Но и тут возникает ряд вопросов:
Кто будет их обучать?
Самый простой выход: обучение на производстве под руководством опытных операторов, ремонтников и т.д. Способ не плох, но при этом, во-первых, требуется отрыв рабочих от производства, во-вторых, не все инструкторы способны донести до учеников то, что им необходимо знать.
Оптимальным выходом является создание специализированного учебного центра при предприятии. Преимущества такого подхода:
- обучаемые после недолгой подконтрольной практики готовы работать самостоятельно;
- нет отрыва специалистов от производства;
- появляется возможность проведения переподготовки и повышения квалификации сотрудников непосредственно на предприятии;
- только учебный центр способен обеспечить наиболее качественную и быструю подготовку большого количества сезонных специалистов.
Стоит отметить, что все больше современных предприятий, заинтересованных в конкурентоспособности своей продукции, идет именно этим путем.
Каким образом организовать обучение?
При обучении на рабочих местах все понятно: единого подхода нет и быть не может. Каждый инструктор будет учить так, как в свое время учили его самого. Что будет на выходе неизвестно.
Другое дело – учебный центр. Тут можно говорить и о программе обучения, и о его методике, и о других очень правильных вещах. Но сейчас мы поговорим об оборудовании.
Есть два подхода к оборудованию учебного центра:
Первый – самый дорогой и неудобный. Предприятие должно разработать и изготовить учебные плакаты, разрезные макеты оборудования, учебные стенды и тренажеры. Стоимость такого удовольствия будет очень даже приличной. Для примера: стоимость класса по обучению общему устройству грузового автомобиля одной марки – несколько миллионов рублей (на 2009 год – около 3 млн. руб). А ведь марок может быть несколько, да и кроме общего устройства есть еще эксплуатация, ремонт …
Второй – более простой и удобный: разработать электронные обучающие курсы. Их возможности сегодня позволяют не только отобразить общее устройство деталей и сборочных единиц, но и наглядно показать происходящие с ними процессы, порядок выполнения различных операций (эксплуатационных и ремонтных). А самое главное: интерактивные обучающие курсы способны дать возможность поработать с оборудованием, пусть и в виртуальной среде. К тому же обойдутся они значительно дешевле.
Несложно понять, что именно интерактивные курсы сегодня наиболее подходящий выбор.
Так, возвращаясь к началу статьи, хочу спросить: “Почему же нет курсов для технических специалистов?”.